loader

2010.05.04 О кубанцах в войну слагали песни


   Во время оккупации Краснодара (август 1942 – февраль 1943гг.) немцы не стали уничтожать театры, музеи, библиотеки, а использовали их в целях пропаганды. К примеру, в здании театра Драмы им. Горького была организована «фронтовая сцена» и на ней сами немцы и русские актеры, владеющие немецким языком, ставили спектакли-варьете, комедии, драмы. Русские очень тяготились этим.

Спектакль на руинах


    В конце 1942 года артисты хотели эвакуироваться из города, но под станицей Белореченской их задержали. Беглецы вынуждены были вернуться. Тогда они объединились в театр русской драмы и продолжали выступать перед горожанами в клубе «Профинтерн» на улице Красной, 40. При содействии городской управы создан был и еще один театр – украинский. Там ставили классические национальные оперы – «Наталка-полтавка», «Маты наймычка», «Запорожец за Дунаем».

    Часть актеров театра Драмы им. М. Горького все-таки эвакуировались. Они играли и на кораблях, и в госпиталях – и за 4 военных года они дали 576 спектаклей и концертов.

    - Самым сложным моментом для тогдашнего режиссера Степанова-Колосова было возвращение в освобожденный Краснодар, - говорит специалист по связям с общественностью театра Драмы им. М. Горького Екатерина Васильева.

    - В последние дни оккупации здание Зимнего театра (нынешнее здание филармонии) было взорвано. Причем помог это сделать бывший билетер, который при немцах стал директором немецкого театра «Фронт Бюнэ». Степанов-Колосорв плакал над грудой развалин. Но уже через несколько месяцев краснодарцы пришли в полуразрушенный клуб «Промкооперация», чтобы увидеть, как на крохотной сцене под открытым небом актеры играют премьеры «Русские люди» и «Давным-давно».

    И только в 1944 году театру выделили помещение в бывшем кинотеатре «Колосс». Его реконструировали сами актеры.

    В архивах историко-археологического музея имени Е.Д. Фелицына сохранились афиши тех времен.


Шаланды, полные…шедевров


    Сложнее всего приходилось музеям: их двери не закрывались перед посетителями, а в это время работники ломали голову над организацией эвакуации. Директор Краснодарского историко-краеведческого музея (в настоящее время – имени Е.Д. Фелицына) Семен Ерофеевич Иванов перед уходом на фронт передал упакованные ценности на хранение. А директор Краснодарского художественного музея им. Луначарского (сегодня имени Ф.А. Коваленко) Александра Ксенофонтовна Осипова решила иначе. Уже осенью 1941 года она начала добиваться вывоза основной части коллекции на Урал.

    - Поезд с 13 ящиками музейных ценностей оказался последним, которому удалось проскочить под бомбежками, - говорит старший научный сотрудник музея Диляра Садыкова. – Ящики с картинами перезагружали в вагоны, перевозили через Каспийское море на рыбацкой шаланде.

    Немцы забирали оставшиеся ценные вещи из музеев и отправляли их в Германию. Из художественного музея были утрачены произведения Бакста, Кульбина, Штеренберга, Куинджи, Клодта, Френца, разбит коллекционный восточный, русский и западноевропейский фарфор.

    После освобождения Краснодара коллекции постепенно возвращались «домой», и к 1944 году музеи работали по расписанию.


Над Кубанью – «ночные ведьмы»


    На экранах городских кинотеатров в годы оккупации крутились советские фильмы – «Дети капитана Гранта», «Антон Иванович сердится» и немецкие ленты – мюзикл «Кори Герри», «Бель ами».

    Хронику военных событий современные авторы-документалисты восстанавливают по рабочим съемкам фронтовых операторов. В документальной ленте «Память навсегда» эти кадры помогли восстановить бои за Новороссийск, Малую землю, Кавказ. А в фильме «Свидетель обвинения» краснодарский режиссер Валерий Тимощенко, основываясь на архивных съемках, рассказывает о жертвах нацизма.

    События военных лет легли в основу и художественных фильмов. Например, режиссер драмы «В небе «ночные ведьмы» (1981 г.), наша землячка Евгения Жигуленко знала, о чем снимала ведь она с подругами-летчицами и была окрещена немцами бесстрашной «ночной ведьмой». на реальных событиях основана и картина «Буду помнить» об оккупации юга Кубани с Сергеем Маховиковым в главной роли.


Только факты


    В оккупированном Краснодаре работал военный корреспондент Константин Симонов. В его книгу «От Советского Информбюро 1941-1945» вошел очерк «Краснодар». Позже Симонов написал книгу «Гулькевичи-Берлин» об угнанных в Германию кубанцах.

    В 1939 году в Краснодаре был создан музыкальный взвод 35-го стрелкового полка 30-й Иркутской дивизии. А в годы войны его переформировали во взвод санитаров. Выполняя боевое задание, музыканты захватили немецкую машину. И об этом случае написали в газете «Правда». Очерк поразил прочитавшего его Леонида Утесова. И так песня на музыку Воловичева «4 музыканта» появилась в репертуаре его дочери Эдит Утесовой.

    Песни, которые слагали кубанцы во время войны – «Эсминец суровый на рейде стоял», «Ой, чого ж я сегодня сумую» - сейчас исполняет Кубанский казачий хор. Они вошли в программу концерта, который будет показан на канале «Культура» 8 мая.


Анна Семенова

«Телесемь» № 19 (342) 2010 г.

от 03.05-09.05.2010 г.

Спектакли

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).