loader

2016.03.30 Звезда и смерть Александра Катунова


Краснодар, 30 марта - ЮГ Times, Александр Геннадьев. Известие о кончине актера многих застало врасплох, и прежде всего - коллектив театра, где, как оказалось, заменить его совершенно некем, пишет в свежем номере газета ЮГ Times.

Мы все так привыкли к Александру Григорьевичу, что думали, он будет с нами навсегда. Смерть - она всегда нежданна и внезапна, хотя применимы ли подобные обороты к этому страшному слову?..
 
Так сложилось, что мы практически не общались. Да я и не искал с ним какого-то соприкосновения, мне было достаточно сценической сферы. Однако при возможности не отходил в сторону, если узнавал, что актер нуждается в помощи. В свое время приходилось даже звонить одному из бывших министров культуры края, чтобы занялись его жилищным вопросом. Увы, заслуженный артист России был вынужден какое-то время проживать в театре...
 
В кругу избранных

Талантливому человеку можно многое простить: повышенную обидчивость, резкость в общении, сложный характер. Кстати, бывший руководитель драмтеатра Рудольф Кушнарев так и делал, считая Александра Григорьевича штучным, уникальным актером.
 
И с этим трудно не согласиться, ведь именно он принадлежал к той артистической элите Кубани, от которой сегодня остаются только воспоминания и редкие исключения. Я говорю не о мнимом круге избранных, а о подлинной элите, к которой, к примеру, принадлежит гордость Музыкального театра - народный артист России Юрий Дрожняк. К сожалению, у нашего молодого поколения театральных деятелей нет ни того класса, ни того полета, ни той самоотверженности души, которые возвышают художника над ремесленником.
 
Мне бесконечно жаль, что не успел на похороны артиста, так как самолет из Екатеринбурга, где, кстати, удалось посмотреть преинтереснейшую работу балетмейстера Вячеслава Самодурова «Ромео и Джульетта», посадили из-за сильного тумана в Сочи. И, коротая время в прекрасно оформленном, но не очень гостеприимном и любезном аэропорту нашей олимпийской столицы, я вспоминал, как впервые увидел актера...
 
И жизнь - как на сцене

Это был 1990 год, на сцене краснодарского театра драмы давали «Гамлета» в постановке Николая Никольского, еще одного рано ушедшего от нас художника. «Гамлет» 90-х, очень личный, нервный и исповедальный, до сих пор у меня стоит перед глазами. С того момента четверть века я внимательно и с интересом следил за работой артиста на сцене. И мне повезло застать лучшие годы Александра Григорьевича, когда каждая его роль была событием.
 
И скажу, что актера подобного склада, более тонкого, будоражащего душу и воображение, у нас не припомню. Артист редкого, старинного амплуа «неврастеник», он и жил, как полагается этим утонченным и нервным натурам. Расходовал себя, не думая о завтрашнем дне, не заботясь о последствиях. А платят, как правило, такие личности по гамбургскому счету.
 
Здесь и депрессии, и истерзанные нервы, и бытовые катастрофы. За счастье быть Гамлетом, Хлудовым выставляется иногда непомерный счет. Вспомним гениального Олега Даля, потрясающего Алексея Девотченко - 
артистов гамлетовской сути, но никогда не игравших его!
 
Прощальный вздох

Понимая масштаб таланта, я всегда к актеру Катунову относился честно. Его сценическим озарениям радовался как чуду, но видел и проходные роли, когда артиста покидали вдохновение и силы. Меня это глубоко расстраивало. Что ж, актер не машина, а сверхэмоциональное существо, подверженное душевным порывам и нервным встряскам, прекрасным восходам и сумрачным закатам. В последнее время у Александра Григорьевича достойных предложений было мало, да и сил оставалось не так много. 
 
А вот финальная роль – как оказалось, прощальный вздох – получилась необычайно интересной. Вадим Данцигер поставил своего смешного и трогательного Федора Достоевского, превратив «Дядюшкин сон» в «Один день из жизни города М.».
 
Спектакль делался специально для артиста и был его бенефисом к 65-летию. Правда, праздник получился грустный, даже местный Союз театральных деятелей тогда не соизволил поздравить юбиляра. Однако это совсем не говорит об уровне бенефицианта, скорее о нашем уровне культуры, как ни прискорбно, порой недостойном. Хотя Моцарта вообще похоронили в общей могиле, с бездомными и бродягами, но он не перестал быть тем, кем является для всего мира.
 
Амплуа - умирать

Но вдруг в данцигеровском Достоевском, в его «маленьком человеке» я увидел своего любимого Катунова - Катунова времен Гамлета и раннего Хлудова, артиста необычайной внутренней пластики, внутренней взнервленности. Узрел те ломаные линии души, которые рвали пространство образа, то пересекаясь, то уходя за пределы обычного.
 
Амплуа – умирать, амплуа – исповедовать душу, амплуа – оголенный нерв, вот тот опасный канат над пропастью, по которому и ходил актер без страховки. В жизни очень ранимый, по большей части закрытый, он писал стихи - чисто актерские, строки о себе, о своей израненной одинокой душе... Как правило, у таких натур все предопределено. Помните, у Михаила Себастьяна в «Безымянной звезде» есть фраза: «Звезды никогда не отклоняются от своего пути...»
Даже умер Александр Катунов один в своей квартире, где не сразу нашли его бездыханное тело...
 

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).