loader

Вадим Романов: «Пока на сцене живая жизнь человеческого духа, кино не победит»


 

28 августа празднует свой 50-й день рождения актер и режиссер Вадим Романов.  На его счету – более 170 ролей в театре и кино и полтора десятка поставленных спектаклей. А в нашем театре он ставит две осенние премьеры – «Покровские ворота» и сказку «Неуловимый Фунтик». Режиссер так занят на репетициях, что интервью получилось взять только в небольшом перерыве.    

– Уважаемый Вадим Валериевич! Знаковый ли для Вас рубеж – 50-летие? Или Вы равнодушны к цифрам?

romanovРавнодушен ли я к цифрам? До определенного момента ¬так и было. Сложилось так, что в мой день рождения, 28 августа, в школе еще каникулы, в институте пока никого нет, в театре – еще отпуск! Так и отмечал в кругу семьи. Помню, как впервые серьезно ощутил 46-летие – когда втыкал в торт уйму свечек и зажигал их. Задул-то я с первого раза, а вот когда поджигаешь, – тут горит,  а с другого края уже  руку опаляешь… Вспомнишь о возрасте!  А тут уже и полтинник – земную жизнь прошел до половины, как говорится. Значимая дата. А отмечать буду, как привык, в рабочем порядке – соберемся на репетиции, в узком кругу.

– В Вашем послужном списке десятки главных ролей в кино и театре – и уже немало спектаклей.  Как сочетаются амплуа актера и режиссера?

romanov 2В последние сто лет возникло мнение, что режиссером нужно родиться. Но оно ведет к узкой клановости. В истории театра режиссером  всегда, на протяжении тысячелетий, был первый артист труппы. Я до сих пор считаю – и в этом спорю со многими – что актерство обогащает режиссера.  
Я работал в Волковском театре в Ярославле, затем меня пригласили в Александринский театр, в Петербург. Пахал как артист и присматривался как режиссер. Постепенно во мне выкристаллизовался опыт, вылившийся в то, что я уже не мог не отдавать: количество переходит в качество. Свой первый большой спектакль я поставил в 1988 году.  
Актерство и режиссура взаимосвязаны, они сидят рядышком. Актерский опыт помогает, потому что режиссеру обязательно нужно уметь взлететь над суетой и увидеть жизнь человеческого духа в
romanov5многообразии его проявлений,  в разной векторной направленности от каждого персонажа – с точки зрения разных людей, ролей, мнений.
В русском театре исчезает профессия «режиссер-педагог». Осталась только в некоторых учебных заведениях. Я, слава Богу, обладаю этой профессией. И считаю: нужно уметь показывать. Все хорошие режиссеры умеют показать. Помните, как Михаил Чехов проигрывал в бильярд, Вахтангов встал и говорит: «Вот так надо!» Шарах, шарах, шарах, – и все шары оказались в лузе.  Миша Чехов воскликнул: «Почему же вы молчали, что умеете играть?» – «Играть я не умею, просто показал, как надо!».  Вот в этом – режиссер. Я благодарен за это умение моим учителям.

– А кто были Вашими учителями?

В моей актерской жизни были разные встречи с хорошими режиссерами, которые были именно romanov4режиссерами-педагогами. Из ныне живущих моих учителей остался один – бывший главный режиссер национального театра Чехии Иван Раймонд.  Он удивительный педагог и суперклассный режиссер.
Ушел из жизни мой учитель Глеб Дроздов, очень хороший мастер.  Тогда, когда мы у
него учились, не было распределения на режиссерские и актерские курсы, но не случайно на его актерском курсе зародилась тяга к режиссуре. Он умело выстраивал и задачу, и сверхзадачу, он умел разбирать и анализировать. Другим моим учителем был Борис Гаврилович Голубовский,  также  уже ушедший от нас, к сожалению.
Режиссура – удивительная профессия. И я знаю: пока на сцене будет живая жизнь человеческого духа, никакое кино не победит.

– Какие из ролей в кино наиболее полно воплощают Ваше понимание интересной кинороли?

Наверное, Ленин. Я был последним Лениным Советского Союза, в девятисерийном фильме «Раскол». Это была очень сложная роль. Я в первый раз столкнулся с настолько массированной подготовкой. Год подготовки, работы в спецхране, пять экспедиций за рубеж: Швейцария, Англия, Бельгия, Германия, romanov 3Польша... Сериал мы снимали еще на пленку.
Уникальным был опыт репетиций с Сергеем Николаевичем Колосовым, народным артистом СССР, которого я считаю еще одним своим учителем. Это замечательный режиссер и автор, основоположник советского телевизионного художественного кино. В сериале снимались Регимантас Адомайтис, Гирт Яковлев, Людмила Касаткина, Борис
Плотников…. С тех пор, когда встречаюсь с Джигарханяном, он похлопывает меня по плечу и говорит своим характерным голосом: «Здравствуй, сыночка!».
Мы поднимали документы спецхрана, которые датировались 1924 годом и с тех пор не читались. Волкогонов еще не написал свою книгу. Был сложнейший грим и полное вживание в историческую реальность.  С тех пор для меня стало привычкой работать над каждой ролью, а потом и над спектаклями, снимая весь пласт иконографии, истории, – что я делаю и в «Покровских воротах».

– Ваши пьесы, поставленные в Краснодарском академическом театре драмы, на слуху у зрителей прежде всего как заголовки – фильма и мультфильма. Что наиболее интересно Вам в диалоге с таким широко известным материалом?

romanov 6Я хочу, чтобы зритель первым делом клюнул на это название и пришел в театр! Пришёл – и первые пять минут смотрел и думал: ух, непохоже! А что такое? А почему  я не вижу Равиковича? Меньшикова?
А потом, через пять минут, забыл бы про то, что есть фильм, и смотрел то, что делаю я здесь на сцене с моими дорогими, любимыми артистами. Потому что мы ставим в другом жанре.
Козаков снял бессмертный фильм в жанре водевиль. Водевиль – это одно, а страсти коммунального рая – это совсем другое! Мы делаем спектакль, где искрит жизнь! Люди молодые, несмотря на пожилой возраст! Все чего-то хотят, все стремятся к чему-то,  жизнь бьет ключом. 1956 год – только что из Мельбурна вернулись победителями Олимпиады наши спортсмены.  Всего четыре года как умер  Сталин. А страх еще висит. А Маргарита – парторг, но хочет иметь при себе двух мужиков, одного для души, другого для тела!.. Это искры чувств, клубок эмоций,
romanov7коммунальная кухня страстей!..
Никто не узнает и мультфильм. Я же еще и художник-постановщик, и  делаю свою сказку; у меня все герои – клоуны. Это цирковая история с белыми клоунами, которые разъезжают по миру и рассказывают всем историю. О том, как человек обретает честность, самостоятельность, как его талант могут направить на служение злу, – а нужно направлять его на служение добру.
Зрители должны получить такой заряд, чтобы выйти и сказать: почему же мои знакомые не пришли на этот спектакль? И сразу звонить и говорить: приходите в театр!

– Какую пьесу Вы хотели бы поставить?

Мечтаю поставить «Убийство Гонзаго» болгарского автора Недялки Йорданова. Очень хочу поставить пьесу Льва Беринского, известную как  «Хоровод масок»: вообще-то это неправильный перевод, а по сути название – «Суета сует». Это такое ультрасовременное произведение, своего рода продолжение «Ревизора» в нашем веке, некий перевертыш, в которой гениально обыграны революционные движения, оранжевые революции сегодняшнего дня.
Как раз «Ревизора» я ставлю в январе в Полтаве. Он будет показан первого апреля на открытии международного фестиваля  «В гостях у Гоголя», и я уже знаю, о чем и какая будет постановка. А что будет дальше – посмотрим!  

– Спасибо за интересный рассказ! Желаем Вам реализации самых дерзких творческих планов и бесконечной зрительской любви!

 


Вопросы задавала

рук. лит.-драм. частью  театра

Вера Сердечная

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).