2014.10.10 Межнациональная молитва


«Встречаются как-то еврей, украинец и русский на сцене Краснодарского драматического театра в постановке иркутского режиссера по пьесе российского драматурга, переработавшего повесть иудейского писателя», — примерно так можно кратко описать спектакль «Поминальная молитва», который сегодня, 10 октября, впервые покажут в театре Драмы. Мы уже сходил на предпоказ и теперь делимся со своими читателями свежими размышлениями. 

Ведущие краснодарские драматические театры с завидным постоянством опровергают положение о том, что свято место пусто не бывает. Режиссерский туризм – явление, распространенное на всех сценах страны, похоже, достигло своего максимально развития в нашем южном городе. Режиссер на одну-две (реже три, еже реже – четыре) постановки последние несколько лет – это единственная возможность для театров хоть как-то самовоспроизводиться. Результатом схемы «приехать-поставить-уехать» становится не только эклектичный репертуар без претензии на последовательность и развитие режиссерской мысли и актерского мастерства, но и отсутствие хоть какого-то поля для экспериментов. Как можно вести речь о современном театре, театре абсурда или хотя бы об авангарде, не имея свежих достойных классических постановок? 

Но самое печальное в этом репертуарном и режиссерском винегрете то, что у театра больше нет своего мнения, соответственно, нет и влияния на зрителя. Зато возникает интрига: каждый раз, когда идешь на премьерную постановку нового режиссера, гадаешь, насколько она будет хуже предыдущей постановки предыдущего режиссера. Но ведь невозможно предугадать! 

Чтобы актуализировать наконец-то все эти очевидные размышления о судьбах локального театра, начну с середины. 

«Поминальная молитва» на главной, не побоюсь этого слова, сцене города была хороша как сама по себе, так и на фоне традиционной для этой сцены свистопляски и балаганщины. 

Во-первых, порадовал сам выбор материала для постановки. 

Во-вторых, режиссер Геннадий Шапошников бережно отнесся к оригинальному и остроумному тексту пьесы Григория Горина, выделив основную его идею – человечность. Персонажи не обезличились, не превратились в национальные стереотипы, поскольку сермяжная правда жизни не имеет гражданства и племени. Возможно, поэтому оригинальный тест повести «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема имеет такую широкую географическую и жанровую популярность: мюзиклы на Бродвее, спектакли на многих российских сценах, телепостановки, полнометражное кино и, наконец-то, постановку в Краснодаре.

В-третьих, все обошлось без хороводов, шоу и накручивания темпа спектакля. Актеры идут строго по тексту, ритм пьесы – неторопливый, начинаешь понимать ту самую ценность ненавязчивости, когда тебе не лезут в душу и не жалуются. Хотя у главного героя – молочника Тевье (Анатолий Горгуль) и его жены Голды (Наталья Арсентьева) есть все причины сетовать на жизнь. 

Прибавьте к честной бедности трудового человека семью из пятерых любимых дочерей, три из которых – на выданье. Посмотрите, как давление государства меняет судьбы людей, а предрассудки заставляют их отрекаться от самого дорого. Все это может ожесточить самый крепкий характер. И что же поможет все это «понять и простить»? 

Таки смех. Смех и доброта. Смех и человечность. Беспроигрышное сочетание честного характера и доброго сердца, которое воплотилось на сцене и в игре Тевье, и урядника (Александр Катков), и Перчика (Арсений Фогелев).

Тем временем говорить об игре актеров после сдачи/премьеры – дело неблагодарное. Спектакль, он как хорошее вино, — со временем становится только лучше: настаивается текст, отлаживается ритм. Надеюсь, погрешности в сценической речи исчезнут, озвучка не будет притормаживать, ортодоксальная иудейка Голда при появлении родственника Менахема не будет осенять себя крестным знаменем, (евреи не крестятся, даже если очень хотят), а портняжка Мотл не будет путать нитки с сукном. 

Зато говорить о сценических декорациях – дело вполне благодарное на всяком этапе существования постановки. Оформление сцены в «Поминальной молитве» тяготеет к Шагалу, но каким из боков подвесных тканевых треугольников на каркасе – неясно. Когда они опущены – голоса актеров гасятся, когда они подвешены – открывают приподнятый поворотный круг на сцене. Функция его в том, чтобы актеры на него периодически водружались, либо крутили его наподобие барабана в передаче Якубовича – не видно в этом ни эстетики, ни концептуальности. В самой первой сцене на этом круге стоит телега, которую Тевль и Перчик тянут сами, без помощи лошади (правда, почему-то не с помощью оглобли, а прибегая к приподниманию правого колеса). В сцене последней телегу «встраивают» в круг и на нее складываются пожитки изгнанников. Все остальное время поворотный круг возвышается над сценой в ожидании исхода евреев из Анатовки.

В целом можно отметить, что по игре спектакль получился мужским. Мужская часть труппы более четко раскрывает образы действующих лиц и национальный колорит, нежели женская. По моему мнению, актрисы, играющие основные женские роли – Голды, и ее трех ее дочерей – не соответствуют заявленным амплуа. Нет визуального соответствия типажу, за сценой остается многогранность женских характеров. У Арсентьевой есть материнское сердце, но нет хозяйской строгости и мудрости, а у ее дочерей есть и необходимая покорность, и умение стоять на своем, и решимость в любви. Нет только семитского очарования, которое пленяет их спутников жизни, но не передается залу. 
Однако если быть честным, то лучше недоиграть, чем переиграть (особенно если речь идет о женских слезах). 

А слез, как и смеха, так много в «Поминальной молитве». Собственно, все как у людей. Даже удивительно, что действие происходит много лет назад в незнакомом месте – деревне, которой и на карте-то нет. 

Познавала еврейскую мудрость Дарья Щетинина.

www.kublog.ru

Последние события

День рождения артиста Егора Любарец

25 января

События

День рождения заслуженной артистки Кубани Юлии Романцовой

19 января

События

День рождения заслуженной артистки Кубани Анны Ерковой

19 января

События

Спектакли

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).