Драматический театр вышел из «режима Достоевский». Четыре режиссера представили зрителю и театральным критикам свои эскизы. «Краснодарские известия» побывали на всех показах. Удалось ли мэтрам перевести тексты великого русского писателя на язык сцены и что из этого получилось?
Перед показом первого эскиза по роману «Братья Карамазовы» в постановке главного режиссера театра Арсения Фогелева прошел паблик-ток Театр&Достоевский. В нем приняли участие известные театральные критики Павел Руднев (Москва) и Татьяна Джурова (Санкт-Петербург). Говорили об актуальности текстов писателя на театральной сцене, о сложной полифонии его произведений и решали, как привести в театр молодежь.
Мы живем Достоевским всю эту неделю и это очень круто, – сказала директор театра драмы Ирина Репина. – Может быть, с точки зрения молодежи это очень несовременно, но мы считаем наоборот, потому, как театр всегда занимался изучением человека. Наша лаборатория – это рискованный эксперимент, но я думаю, что мы с вами обогатимся от соприкосновения с великим писателем. Мы рады, что сейчас у нас работают режиссеры разных школ и это очень хороший стимул для поднятия мастерства наших артистов.
В отличие от Чехова, Горького, Толстого, Островского, к Достоевскому интерес театров никогда не ослабевал, – поделилась своим мнением критик Татьяна Джурова. – Что этому причиной? Мне кажется, что он достаточно открытый, сама его природа располагает к разнообразным прочтениям. Сегодня театру очень важно не засушить Достоевского. Он вполне может быть близок и актуален для молодых.
На заметку
В 1994 году режиссер Владимир Рогульченко поставил в театре драмы мистерию «Идиот», которая была номинирована на Государственную премию России и представлена столичной публике на сцене театра им. Е. Вахтангова. «Идиот» шел на планшете основной сцены в большом зале и игрался на кресте, там был опущен пожарный занавес, и на нем во время спектакля главный художник театра Сергей Аболмазов расписывал иконостас, который и сейчас находится в целости.
Лаборатория по Достоевскому оказалась самой жаркой. Очень сложный для постановки автор, да и зной августовский сыграл не последнюю роль, добавил соли. Каким окажется результат – не знает никто, ведь не зря именитые критики и сто лет назад «пугали» режиссеров Федором Михайловичем, уж слишком не сценичны некоторые его произведения.
Несмотря ни на что, эта лаборатория оживила и перестроила всю жизнь театра. Репетировали ровно неделю. То есть за это короткое время режиссерам нужно было «оживить» Достоевского на сцене, а актерам выучить сложнейший текст и прочувствовать роль. После каждого показа зрители должны были проголосовать, выбрав один из трех вариантов: «оставить как есть», «довести до спектакля», «забыть, как страшный сон».
Я читал роман «Братья Карамазовы» 10 лет назад, и мне казалось, что я его знаю, – признается главный режиссер театра драмы Арсений Фогелев. – Когда я начал его перечитывать, я понял, что Достоевского нужно читать внимательнее. Тяжело вчитываться в него, тяжело. Знаете, у нас в театре везде ощущается «такой Достоевский». Если раньше мы рассказывали друг другу какие-то веселые истории, то сейчас все ходят сосредоточенные. Федор Михайлович, в общем, в нашем театре засел! Достоевский и дождь это неплохое сочетание, а вот Достоевский и жара – это не очень,
– пошутил режиссер и пригласил на просмотр своего эскиза.
Эскиз № 1. «За Алешей». По мотивам сюжетной линии Алексея из романа «Братья Карамазовы». Режиссер Арсений Фогелев, Краснодар.
Для своего эскиза Арсений Фогелев выбрал камерную сцену. Свет приглушен. Декорации не загромождают сцену, они лишь пунктиром проходятся по самым важным предметам: барная стойка, шест и беговая дорожка. Странно? Отнюдь! Это же Достоевский, у него разговоры о вере, о Христе и любви часто происходят именно в кабаке. Все очень просто, но прекрасно передает атмосферу постановки.
Обещанные режиссером сюрпризы начались уже со второй сцены. Не сразу, но мы понимаем, что Фогелев отдал главные мужские роли женщинам. В Роли Федора Карамазова – заслуженная артистка Кубани Татьяна Водопьянова, в роли Дмитрия дебютировала молодая актриса Татьяна Голоперова, в роли Ивана – Татьяна Башкова и др. Что режиссер хотел этим сказать? Критик Павел Руднев отметил, что такая замена показывает зрителю абсолютную амбивалентную природу человека, ведь на самом деле в душе Карамазова-старшего живет «некая сварливая баба».
Очень интересное решение с образом Катерины Ивановны. Чтобы передать всю силу ее «внутреннего раскола» и непрекращающиеся душевные муки эту роль сыграли сразу две актрисы, заслуженная артистка Анна Еркова и Олеся Богданова.
Арсений Фогелев:
Мне кажется, что некоторые персонажи Достоевского имеют внутренний волевой гендер несколько женский. Я думаю, что это решение оправданно.
Эскиз за «Алешей» – это попытка понять персонажей Достоевского через призму мировоззрения Алеши, который предстает пред зрителем в качестве наблюдателя.
Мне показалось, что если я сделаю своего Алешу чуть постарше, чем в романе, то это не будет являться ложью, – поделился исполнитель роли Алеши Роман Бурдеев. – Достоевский пишет «Братьев Карамазовых» задним числом, рассказывает эту историю 13 лет спустя. Я хочу сказать, что у нас был достойный режиссер. С ним было просто, мы нашли общий язык, слушали его беспрекословно и старались исполнять все, что он требует. Получилось лучше, чем было на прогоне.
Эскиз № 2. «Двойник». Режиссер Ярослав Рахманин, Кемерово.
«Двойник» – ранняя повесть писателя, которой присущи психологизм и сатирический взгляд на общество. По словам психиатров, Достоевский довольно точно отразил изменения в поведении человека с расстроенной психикой. В произведении поднимается проблема общественного уничижения человека до положения низменного существа, «ветошки». В главной роли Якова Петровича Голядкина – Михаил Дубовский.
Зрителям эскиза заранее сообщили, что прийти на просмотр лучше в удобной обуви. И это предупреждение оказалось оправданным. Да, режиссеры не лукавили, когда говорили, что будет использовано абсолютно все пространство театра. Сценой для первой части постановки в жанре хоррор стал…подвал. Эффект неожиданности, узкие проходы, темнота, трубы и… Достоевский.
Каждая следующая сцена – в новом месте театральной подземки. Зритель не является участником действия, но он как бы находится внутри всего происходящего на расстоянии вытянутой руки. Предугадать, что случится дальше – невозможно.
Вторая часть эскиза мягко перетекает в светлое и уютное фойе. И этот контраст двух разных помещений – стопроцентное и абсолютное попадание режиссера Ярослава Рахманина в яблочко.
Мне эта работа доставила большое удовольствие именно своей формальной и стилистической завершенностью, – отметила Татьяна Джурова. – Идея, что подполье души маленького человека Достоевского можно перенести в подвал, и зритель, таким образом, оказывается в его сознании, она в каком-то смысле очень простая, но очень эффективная, потому что пространство театра работает само по себе. Артисты здорово включились в игру. Я была приятно удивлена работой главного героя, когда ты видишь этот сложный замес крайней степени униженности и крайней степени самодовольства.
Ярослав Рахманин, режиссер:
Наш эскиз для искушенного зрителя, который ходит в театр не первый и не в десятый раз. Потому что для человека, который много видел, особенно спектаклей-променадов, для него не будет ничего удивительного. Есть два пространства, которые кардинально друг от друга отличаются, насколько они отличаются по сути, это уже вопрос для размышления.
Виталий Пичик, исполнитель роли Крестьяна Ивановича Рутеншпица в эскизе «Двойник»:
Для меня, как для актера, был смещен акцент с диалогов, на какие-то внешние факторы, на сценические локации. Это мой первый опыт участия в подобном проекте. Для актерского роста такие лаборатории необходимы. Потому что очень хорошо определяются профессионализм и мастерство. Некий тонус, в котором актер должен находиться.
Эскиз № 3. «Записки из Мертвого дома». Режиссер Дмитрий Егоров, Санкт-Петербург.
«Записки из Мертвого дома» – это дневник Достоевского об отбывании наказания в сибирском остроге в Омске, где писатель провел четыре страшных года в качестве каторжника. Дмитрий Егоров поставил свой эскиз на большой сцене. Режиссер решил, что не станет в своей постановке расставлять акценты на тяготах жизни в неволе, а покажет зрителю, как люди в этой неволе стараются жить. Когда заходишь в зал, сразу понимаешь, что нас ждет тяжелая история. Декорации лаконичны: нары, табуретки и деревянный ящик, который служит местом наказания. Вскоре на сцене появляются 12 мужчин, одетых в черные арестантские одежды.
Это та тема, которая требует более детальной разработки, это было только прикосновение к ней, я отдаю себе в этом отчет, – признался Дмитрий Егоров. – Подобного рода вещи действительно лишены действенной структуры, лишены сюжета и тогда сюжет нужно монтировать. Нужна более детальная работа с артистами, проработка текста, большая сцена диктует свои законы. Я обязательно вернусь к этой теме еще.
В спектакле заняты: заслуженный деятель искусств Забайкальского края Юрий Волков, Заслуженный артист Кубани Алексей Сухоручко, Заслуженный артист Кубани Георгий Хадашьян, Филипп Душин и др.
Актеры по очереди читают дневник писателя. Тот, о котором идет повествование, садится на табурет в правом углу сцены, а его лицо крупным планом выводится на видео. Зритель всматривается в это лицо и пытается сопоставить то, что он видит, с тем, что он слышит. Тревожно завывает холодный ветер с Иртыша. Перед залом предстает целая галерея осужденных, некая безымянная могила, затерянная где-то в глубоких сибирских снегах. В финале мы узнаем, что один из самых страшных преступников был осужден по оговору, а суровая каторга вырвала с корнем и выбросила прочь на ледяной ветер 10 лет его молодой жизни.
Критики отметили ценность опыта работа с таким непростым материалом для артистов, глубину проработки образов и актуальность вопроса соразмерности преступления и наказания.
Вы показали важный, страшный и закрытый мир, который остается таким и сейчас. И тема политических заключенных, и садизма наказывающих, и причины преступления – у Достоевского в этом произведении без особенной оценки, но по некоторым рассказам мы понимаем, что приводит людей к заключению, в том числе и оговор, о котором говорится в самом финале,
– отметила критик Вера Сердечная.
Эскиз № 4. «Генерал». Композиция в семи сценах (линия генерала Иволгина из романа «Идиот»).
Завершилась творческая лаборатория эскизом Александра Огарева «Генерал» по роману «Идиот». Играли на планшете основной сцены в большом зале, там же, где поставил свою мистерию в 1994 году Владимир Рогульченко. Если не знать, что перед нами произведение Достоевского, пусть не все, а только одна сюжетная линия, очень сложно понять, о чем идет речь.
Сам режиссер определил жанр эскиза, как поэтическое путешествие. Генерал Иволгин, которого блестяще сыграл Алексей Мосолов, предстал перед зрителем неким фантазером, шутом, фокусником с гномской бородой. Он, несомненно, главный персонаж некого циркового представления. И сцена за сценой, мы понимаем, что этот цирк и есть сама жизнь. Здесь и экзальтированная горничная, распевающая песни под живой аккомпанемент, и Марфа Борисовна в исполнении Заслуженной артистки Кубани Ирины Хруль, которая появляется в образе «прекрасной русалки» в ванной. Сюр это или радикально новый взгляд на Достоевского?
Александр Огарев очень точно передал важную характеристику героев – это их ребячливость, их детскость и тот особенный, театральный, артистический режим, в котором они живут. Человек-фантазер, который очень сильно выбивается из обыденности и за счет своей творческой тяги к сочинительству изобретает какой-то свой хрупкий и странный мир,
– считает Татьяна Джурова.
Критики высоко оценили работу всех артистов и особенно отметили игру Евгения Женихова (Лебедев) и юного Александра Ратченко (Коля), которому всего 12 лет. Именно дуэт Саши и Алексея Мосолова в финальной мизансцене стал кульминацией, нервом, точкой, переворачивающей все внутри и ставящей под сомнение все, что зритель видел до этого момента. Перед нами генерал Иволгин, только это уже не комический образ с бородой гнома, это человек, отвергнутый действительностью. И он разбегается и бьется об стену еще и еще, ту самую, с иконостасом Аболмазова, будто пытается проникнуть в чей-то дом, но тщетно, все не то, поздно. Роль князя Мышкина исполнила актриса Евгения Белова.
У Евгении самая невыгодная роль, потому что у нее нет материала, она вырвана из контекста своих собственных желаний и обслуживает другие истории, но она делает это очень здорово. Вообще труппа в Краснодаре очень сильна и способна на многое,
– поделился своим мнением Александр Огарев.
Какой эскиз набрал больше всего голосов? Все работы не остались без внимания зрителей и положительной оценки приглашенных критиков. Но больший процент голосов «довести до спектакля» получила работа Ярослава Рахманина «Двойник». Эта лаборатория показала нам, что современный театр – это не только мягкие кресла и привычная сцена. Театр – это настоящий творческий прорыв и смелые решения. Это в первую очередь эмоция. И у каждого зрителя она своя.
Текст подготовила Анна Климанц
16 октября, Ср, 19:00
17 октября, Чт, 18:30
20 октября, Вс, 17:00
24 октября, Чт, 18:30
25 октября, Пт, 18:30
26 октября, Сб, 13:00
26 октября, Сб, 17:00
27 октября, Вс, 18:00
1 ноября, Пт, 18:30
2 ноября, Сб, 12:00
2 ноября, Сб, 18:00
3 ноября, Вс, 17:00
4 ноября, Пн, 17:00
6 ноября, Ср, 18:30
7 ноября, Чт, 18:30
8 ноября, Пт, 18:30
9 ноября, Сб, 17:00
10 ноября, Вс, 17:00
15 ноября, Пт, 18:30
16 ноября, Сб, 17:00
17 ноября, Вс, 17:00
19 ноября, Вт, 18:30
20 ноября, Ср, 18:30
23 ноября, Сб, 18:00
29 ноября, Пт, 18:30
30 ноября, Сб, 17:00
23 декабря, Пн, 11:00
23 декабря, Пн, 14:00
24 декабря, Вт, 11:00
24 декабря, Вт, 14:00
28 декабря, Сб, 11:00
28 декабря, Сб, 14:00
28 декабря, Сб, 17:00
29 декабря, Вс, 11:00
29 декабря, Вс, 14:00
29 декабря, Вс, 17:00
30 декабря, Пн, 11:00
30 декабря, Пн, 14:00
2 января, Чт, 11:00
2 января, Чт, 14:00
3 января, Пт, 11:00
3 января, Пт, 14:00
3 января, Пт, 17:00
5 января, Вс, 11:00
7 января, Вт, 11:00
7 января, Вт, 14:00
Информируем Вас, что в настоящее время сайт театра находится в разработке. Приносим свои извинения за возможные недочеты в наполнении и работе сайта.
Министерство культуры Краснодарского края
Краснодарский академический театр драмы им. М.Горького, © 2020
При использовании материалов
обязательна ссылка на источник информации — www.dram-teatr.ru
1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.
2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.
3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.
4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.
5. Настоящее согласие действует бессрочно.
6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.
7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).