Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

2011.06.16 Грешно упускать шанс стать лидером


 На днях в Краснодарском отделении Союза театральных деятелей РФ принимали Александра Огарева - нового главного режиссера Краснодарского академического театра драмы им. М. Горького, лауреата национальной премии «Золотая маска» за оперу «Гвидон» в театре «Школа драматического искусства», который рассказал о...

…себе и Васильеве


- После армии, в 1986 году, меня пригласил в краснодарский драмтеатр режиссер Бухарин, он увидел меня в Ярославле. Здесь я проработал актером три года: годы молодые, мы бурлили, пытались изобретать... Отсюда переехал в Тольятти: служил актером в театре «Колесо», хотя больше мыслил себя как режиссер. Летом 1989-го поступил заочно в ГИТИС к Анатолию Васильеву: два года ездил, решил остаться в Москве. Лаборатория Васильева круглосуточная: я пробовал себя, был ассистентом, пока пришел в его театр «Школа драматического искусства».
Годы с Васильевым - годы познания, переворота в мышлении, узнавания театра и себя: глобально, не как в институте. Они были полны радости: фестивальные поездки, встречи, спектакли в Сент-Эвансе во Франции, мастерские, я преподавал его метод иностранцам. В 2001 году стал ставить: первым спектаклем был «Стеклянный зверинец» Теннеси Уильямса, потом работы в Хорватии, в Загребе и Сплите, работы в антрепризе и элитарном жанре - опере. Когда начал ставить, наступило охлаждение в отношениях с Васильевым, он человек ревнивый.

…выборе в пользу нашего театра


- В конце прошлого года ко мне стали поступать звонки из Краснодарского театра драмы с предложением режиссерства: за несколько поездок сюда я понял, насколько серьезны намерения. До сегодняшнего дня я состоял в труппе «Школы драматического искусства». Но я принял решение и пока не жалею. Когда ехал, мне говорили: там мало денег, там вкладывают в культуру по остаточному принципу, там то и это... Я попытаюсь сделать здесь свой театр с теми, кто хочет и кто пришел в труппу недавно.


Продолжать метаться по Москве по разным театрам? Это расчет на случайность. Не воспользоваться предложением побыть лидером и стать во главе процесса, когда за тобой стоит команда, грешно. В общении с людьми южной ментальности мне должен помочь опыт Сплита, который считаю одним из лучших городов мира. При неторопливости, неспешности его жителей там успевают многое: театр оперы, балета и драмы там каждые две недели дает премьеру. Если соединить хорватскую технику и русскую глубину, был бы идеальный спектакль.

…знакомстве с ним


- Все вечера я посвящаю просмотру. Non dolet, спектакль по Вампилову, где первая занудная часть затянута, а вторая - искрометная. Сегодня смотрел «Театральный урок» для детей об устройстве театра, который сделали сами актеры. Остальные менее обнадеживают. Спектакль «Евангелие от Воланда» подустарел, энергия вяловатая. У спектаклей-долгожителей должен быть внутри один неравнодушный человек, который будет блюсти его во всем - от актерской игры до декораций... Я всегда стремлюсь к балансу между психологическим театром Васильева и успешностью спектакля: требования кубанского зрителя вступают в противоречия с художественностью, эту вилку надо учитывать. От труппы слышу о спектаклях, которые играются с отвращением, но публике нравятся.
Чтоб выйти в высшую лигу, как футбольная «Кубань», театру необходимы вливания. Акустика краснодарской драмы - довольно известная проблема, как и кондиционирование. Театр выглядит как брошенное место, зал для собраний. Он изолирован от фестивальной жизни России, не говоря уже о зарубежной: отборщики даже не рассматривают его. Есть недостаток середняка в труппе - никого от 30 до 40 лет, но это проблема всех: к 27 годам актер, разобравшись, не ищет в театре себя, потому что не может стать кормильцем... Я просмотрел четыре новых человека для труппы: Пермь, Воронеж, Ярославль, в результате пригласили двух девочек. Не потому, что девочек не хватает, их всегда перебор, а потому что они горят.


…постановке «Гамлета»


- Когда я увидел, что в труппе драмы Гамлет есть, возникла мысль ставить Шекспира. Гамлет - Андрей Харенко: актер с голосом, школой, статью, подвижный, с ощущением мира как у героя, неуспокоенный - из той породы актерской, с которой хочется работать и устанавливать родственные отношения. А Офелию я с собой привез (смеется). Нет ничего удивительного в том, что 90 процентов режиссеров женаты на актрисах: они - тыл, на них можно положиться в новой ситуации... Художником-постановщиком будет Вера Мартынова, она делает спектакли нерутинные.
Отталкиваюсь от перевода Пастернака, но «Гамлет» - это всегда версия. И когда за дело берется Лоуренс Оливье и играет хорошего Гамлета, вырезая линию Розенкранца и Гильденстерна. И когда возникает акимовский Гамлет - антигерой. Меня интересует дегероизация Гамлета: хочется, чтобы это был хороший человек против плохого в мире - и что это за право: право быть хорошим человеком? Кто посчитал, что трупов бенгазийцев больше, чем жертв в Триполи, и потому на их стороне справедливость? Это история о великой любви отца и сына, которая, воплощаясь, приносит разрушение и хаос во имя благой цели.


…планах


- «Гамлет» в грубой смете потребует 2,4 млн рублей, пока сумма вызывает в театре испуг. Премьера? Предположительно в декабре. Я запланировал три-четыре спектакля на следующий год. Пока второй ход - современная пьеса, комедия, может черная, которая должна вызвать широкий зрительский интерес. Будут эксперименты на малой сцене, рассчитанные на молодежь труппы: ей надо раскрывать потенциал. Вчера встречался с золотым фондом театра: Анатолием Горгулем, Александром Катуновым, Идеей Макаревич. Нужна еще одна постановка, в которой была бы задействована вся старшая часть труппы, мы обсудим это в августе.
Семью я уже перевез, дочке нашли школу. Мы рассчитываем прожить здесь долго: я бы хотел создать свой театр-дом. Трудовая книжка пока лежит в «Школе драматического искусства»: или я ее привожу, или буду работать по договору. В Москве у меня остается заочный курс в ГИТИСе и «Месяц в деревне» по Тургеневу с Евгенией Симоновой, который ставлю в театре им. Маяковского. Из-за постоянных побегов в кино за семь месяцев ситуация с момента первой репетиции не слишком изменилась.


Автор: Анастасия Куропатченко

Краснодарские известия № 91
От 11.06.2011г.

Спектакли

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).

-->