Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

2012.06.15 Театр «без передышки»


В начале июня «Лаборатория современной немецкой драматургии», уже можно сказать точно, с большим успехом прошла в Краснодарском академическом театре драмы имени М. Горького.

Она состоялась при поддержке департамента культуры Краснодарского края. В отличие от первой «лаборатории», в рамках которой происходило  знакомство  с   творчеством  молодых режиссеров России, во второй –  все внимание было сфокусировано на изучении главных тенденций современной европейской драматургии. И для этого был взято, как наиболее типичный  ее «срез», творчество немецких авторов.

Предельно честная драматургия

Около 20 пьес известных и признанных в Германии драматургов  представил нашему театру драмы московский Немецкий культурный центр имени И.В. Гете.  Главный режиссер театра драмы Александр Огарев отобрал из них четыре, чтобы они стали «материалом» для новой лаборатории.

– Публике будет интересно узнать, чем живет такая процветающая страна, как Германия. Это общество по сути своей открытое и не стесняется  процессов, что в нем происходят. Наоборот, стараются выявлять те проблемы, «нарывы», которые в нем есть, и вскрывают их, – сказал творческий лидер театра до начала «лаборатории». – Вниманию зрителей мы представим хорошего уровня драматургию, имеющую ясный нравственный посыл, предельно честную.

Как отметила  уже  на подведении итогов второй «лаборатории» директор театра драмы Татьяны Кривошеева,  идея ее проведения более чем себя оправдала. И для режиссеров, и особенно для актеров, и для зрителей она оказалась очень полезной.  Особая форма работы «лаборатории» предполагает быстрое, практически экстремальное погружение режиссера и актеров в драматургический материал. И это сопряжено, конечно же, с одной стороны,  с огромным количеством треволнений и сложностей, а с другой, помогает тем, кто работает над эскизами спектаклей, сбросить с себя накопившийся «профессиональный» налет, действовать по наитию, руководствуясь в большинстве случаев творческой интуицией. И, как результат, – большое число творческих открытий. Среди них самые главные «находки» – режиссерский талант   артиста Краснодарского театра драмы Арсения Фогелева, и выпускника факультета телерадиовещания КГУКИ, звукооператора театра драмы Олега Селиванова. Если от двух мастеров –  Александра Огарева и  главного режиссера Краснодарского молодежного театра Владимира Рогульченко, взявшихся за создание эскизов,  – театралы знали, что ожидать, то  по отношению к  молодежи, к тому, что они  могут представить  на суд зрителей, многие  были  настроены очень  даже скептически. Но этот скептицизм не оправдался. Наоборот, – режиссерский дебют Арсения Фогелева и Олега Селиванова стал своего рода сенсацией, ценным открытием второй «лаборатории», приобретением театра драмы.

Не потерять свое лицо


В первый день «лаборатории» вниманию зрителей, а в их лице были и профессионалы театра и обычные краснодарцы, которые просто купили билеты  в кассе,  был представлен эскизный спектакль «Урод» по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Его режиссером выступил Александр Огарев, он же сыграл  главную роль  инженера Летте, вдруг обнаруживающего свою крайнюю внешнюю непривлекательность.  Пьеса с двойным дном, яркая комедия перевоплощений повествует в очень ироничной, и, в какие-то моменты, даже в циничной форме о том, насколько силен в европейском обществе культ внешней красоты. Режиссер сделал большой акцент на ее специфическом национальном колорите. В этой эскизной работе, по крайней мере, двое  – Александр Огарев и  Андрей Харенко играли с надрывом, или даже остервенением. Действительно, без грима одним эмоциональным напряжением они, как, впрочем, и  Сергей Мочалов,  показали, как может актер, ничего по сути дела в себе внешнем не меняя, перевоплотиться – сыграть «без грима» и  уродство, и красоту.

Музыкальное оформление спектакля-эскиза  решено в стилистике немецкого кабаре, и это один из моментов, который смущают при просмотре. В пьесе, что удалось донести до зрителей постановочной группе, как скальпелем вскрывается проблема самоидентификации человека в современном обществе.

Семейные ценности

Владимир Рогульченко, создавая свой эскизный спектакль «Тест» по пьесе Лукаса Берфуса, все-таки максимально абстрагировался от «национального колорита» и  в своем прочтении  произведения  старался придерживаться  канонов русского театра. Как говорил когда-то  Н.В. Гоголь, «искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущения и расстройства», приверженность этой идее четко прослеживается в творчестве  Владимира Рогульченко.  Тест на отцовство – вещь, не очень распространенная в нашем отечестве. Но вопросы доверия между близкими людьми, соотношения  правды и лжи в семейных отношениях касаются всех. И задаваться ими свойственно и русскому, и немцу, в моменты, когда рушится привычный мир, когда разлаживается вся жизнь. В пьесе «Тест», по мнению Владимира Рогульченко, раскрывается трагедия  людей, в  жизни которых нет Бога. А, значит,  и нет спасения от безысходности. В эскизе, безусловно, мастерски сыграли  свои роли  заслуженный артист  России Александр Катунов (отец семейства Симон Карах, изо всех сил стремящийся  преуспеть в политике), заслуженная артистка России Татьяна Корякова (жена главного героя).  Замечательно проявили себя и молодые актеры Михаил Дубовский, Михаил Золотарев, Евгения Белова (психологически точно раскрывшие образы своих героев). Гениально просто, и в то же время с множеством смыслов оформил сцену для спектакля художник Сергей Аболмазов.

Свобода – необходимость

«Свобода есть осознанная необходимость»  – эти слова классика мы помним хорошо. Но ведь есть и другие определения этого понятия.  Но может ли быть человек свободен от необходимости что-то делать, занимать какое-то положение в обществе, зарабатывать деньги, наконец, от поиска «лучшей доли», как ее понимают обыватели?  Пьеса Филиппа Лёле «По имени Господин»   – о человеке, который не хочет жить по правилам, диктуемым капиталитическим обществом. Он ищет в жизни свои смыслы, отличные от общепринятых. И приходит в результате к очень пародоксальным выводам, находит искомую им свободу там, где ее по определению быть не может. Арсений Фогелев, впервые попробовавший свои силы в качестве режиссера, нашел необычное сценическое решение для этой остросоциальной пьесы. Эскизный спекталь, выстроенный по принципу мозаичной картины, только на первый взгляд хаотичной, разбиваемой на части сценками из репертуара лицедеев, производит при всем трагизме положения главного героя светлое ощущение –  ощущение возможности обретения  свободы. Молодой режиссер Аресений Фогелев смог сплотить вокруг себя актерский коллектив, который действует на сцене как единое целое, «вырабатывает» вокруг беспрецедентно мощную положительную энергетику: это Екатерина Сокольникова,  Алла Засыпкина, Алексей Мосолов, Виталий Борисов, Виктория Лукина, Руслан Копылов, Артур Тройницкий.

Кто виноват?

Психологическую драму предельно тонко и точно смог передать средствами театра самый молодой режиссер «лаборатории» Олег Селиванов. Нужно сказать, что помогал ему разбираться в потемках человеческой души его родной брат – Игорь Селиванов, профессиональный психолог. В основе пьесы «Дело чести» Лутца Хюбнера, эскиз спектакля которого удивительно совершенно «нарисовал» начинающий режиссер, лежит реальная история. Два парня, эмигранта из Турции, пригласив на увеселительную прогулку двух немецких девушек, одну из них жестоко убивают, а другой наносят многочисленные серьезнейшие ранения – в результате  она едва выживает. Спектакль выстроен в жанре психологического триллера, в котором постепенно разматывается клобок противоречий, причин и следствий совершившегося злодеяния. На одну из главных ролей – специалиста Коберта, который разбирается в мотивах поведения молодых людей, подозреваемых в убийстве,  был приглашен актер Краснодарского молодежного театра Иван Чиров, сыгравший своего героя фелигранно талантливо. Образы молодых злодеев до мурашек убедительно  создали Александр Крюков (Сем) и Олег Селиванов (Синан).  Юлия Романцова  (Элена) и Елизавета Велиган (Улли) смогли создать такие портреты, своих героинь, реальность которых не вызывает сомнения. Кто виноват в случившейся трагедии? Спровоцировали ли девушки как-то своим поведением агрессию парней? Нужно ли искать причину произошедшего в национальных различиях, несхожем менталитете, развращенности нравов, царящих в немецком обществе? Спектакль ставит перед зрителем много очень острых, актульных вопросов, отвечать на которые предстоит ему самому.

Когда увидим спектакли?

Пока не известно, какие из представленных в рамках второй «лаборатории» спектаклей войдут в репертуар театра драмы. Как сказала директор театра Татьяна Кривошеева, решать это будет  главный режиссер. Нужно только отметить, что эскизы, представленные в рамках трехдневного творческого эксперимента, заслуживают того, чтобы стать полноценными спектаклями, которые должны увидеть зрители. Особенно молодежь – ведь именно ей адресована в первую очередь  современная немецкая драматургия, показывающая, как быть не должно, которая вскрывает  острые социальные и личностные проблемы.
 
Марина Адамова "Кубань сегодня" от 15.06.2012 года

Спектакли

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).

-->