Краснодар, 19 мая – Юг Times, Марина Ларина.
В исполнении талантливого артиста «хорошие» и «плохие» герои одинаково прекрасны.
Актер Краснодарского академического театра драмы им. М. Горького заслуженный артист РФ Олег Метелев 7 мая отпраздновал свое 60-летие. Юбилей, как и полагается истинному человеку театра, он отметил на сцене. В этот вечер он - Арбенин в отрывке из драмы «Маскарад» Михаила Лермонтова на презентации Открытой сцены.
Высокий, с пронзительным взглядом и глубоким голосом - подлинный Арбенин, каким, возможно, и видел своего героя Лермонтов: сначала искренне влюбленный, затем охваченный смятением, раздавленный предательством и, наконец, погрузившийся в безумие и горечь раскаяния. Вместе со своим персонажем артист проживает все грани этой простой и страшной истории, а зритель безоговорочно верит, ведь невозможно усомниться, когда на сцене Олег Метелев.
На спектакли с его участием иной раз невозможно достать билет, и это тот случай, когда зритель идет «на артиста». Режиссерское и художественное решения, жанры и концепции могут быть разными - от сдержанного в плане сценографии, камерного психологического детектива «Метод Гронхольма» Гальсерана до признанной классики, «Маскарада» Лермонтова с его роскошью и вычурностью - неизменно лишь имя в программке: заслуженный артист РФ Олег Метелев.
АРТИСТ ИЗ РАБОЧЕГО РАЙОНА
Его история началась в городе Кирове в семье работников завода. Жизнь в рабочем районе небольшого города была простой и к творчеству не располагающей. Все мальчишки увлекались спортом и радиотехникой, а семилетний Олег Метелев внезапно для всех записался в драмкружок, и, как говорится, все завертелось.
Талантливый, яркий, ироничный и целеустремленный - прирожденный артист, после 9 класса он поступил в славящееся своими традициями и высокими стандартами Ярославское театральное училище на курс Фирса Шишигина, ученика Всеволода Мейерхольда. Учебу Олег Александрович вспоминает с теплотой и глубокой благодарностью, хотя педагоги будущих артистов не щадили - воспитывали жестко, не давая поблажек и не позволяя расслабиться. Из юных талантов ваяли не просто актеров, а настоящих мастеров. Практику студенты Ярославского училища проходили на сцене знаменитого Ярославского театра имени Волкова - и был бесценный опыт, необходимый для освоения профессии, а также первые настоящие успехи и первое зрительское признание.
Именно в то время имя Олега Метелева впервые появилось в театральной программке - роль в постановке «Федор Волков», небольшая для спектакля, но очень важная для молодого артиста, первая веха в самостоятельной творческой жизни.
ДОРОГА К СЕБЕ
После окончания училища начался долгий творческий путь не только к своему театру и зрительскому признанию, но и к самому себе. Молодой артист проходил прослушивания в театрах Москвы, Ленинграда, Таллина, Риги, Вильнюса - в каждом из них он присматривался и прислушивался не только к разным сценам и коллективам, но и к своим ощущениям, искал свой театр, свой коллектив. Судьба привела его в Ростов-на-Дону к режиссеру Вячеславу Гвоздкову. Первые годы службы в этом театре очень напоминали учебу в Ярославском театральном училище: всех молодых актеров ожидала «школа». Это была работа на износ: многочасовые репетиции, длительные гастроли по всей стране, два-три спектакля в день, но результат, безусловно, стоил всех затраченных сил.
Там же, в труппе ростовского театра, Олег Метелев встретил свою будущую жену - юную актрису Ирину Щукину, с которой они вместе и по сей день. В семье двое прекрасных сыновей и внук, который, возможно, продолжит актерскую династию Метелевых. Но вернемся в Ростов 1980-х, к творческому пути Олега Александровича, в котором как раз наметился очередной поворот.
Перемены были связаны с уходом из театра режиссера Гвоздкова. Новый творческий лидер совершенно не оправдывал ожиданий артиста, а значит, начинался новый путь для семьи Метелевых.
Кировский областной театр драмы, Самарский академический театр драмы, театр в Каменске-Уральском, Новосибирский академический театр «Красный факел», Санкт-Петербургский театр комедии им. Н. П. Акимова - тяжелое время бесконечных переездов и творческого поиска. В этот период, работая с самыми разными режиссерами и в буквальном смысле выживая в предлагаемых обстоятельствах, Олег Метелев не только накопил огромный опыт, но и сумел раскрыть новые грани своего таланта. Пять долгих лет поисков завершились в 1992 году в Краснодарском театре драмы им. М. Горького.
МАСТЕР, ИЕШУА, ВОЛАНД
В Краснодар Олега Метелева позвал тогдашний художественный руководитель театра драмы Рудольф Кушнарев. Приглашал на главную мужскую роль в спектакль «Фрекен Жюли», но неожиданно предложил сыграть роль Голубкова в пьесе М. Булгакова «Бег». По словам Олега Метелева, это был настоящий подарок: образ русского интеллигента, ищущего потерянную родину и при этом несущего ответственность за любимую женщину, - все это было созвучно и характеру актера, и пережитому им опыту. Спектакль покорил публику и собрал множество положительных отзывов критиков, все рецензенты в унисон твердили о «подлинности проживаемых чувств» - забегая вперед, отметим, что об этом они будут писать после каждой работы Олега Метелева. Успех «Бега» обеспечил Олегу Александровичу непрерывный поток ролей - в среднем четыре-пять за сезон. Поток этот не ослабевает и сегодня. Олег Метелев - ведущий актер Краснодарской драмы, в его творческом багаже десятки ярких, разнохарактерных, запоминающихся работ. Он играл Панталоне в комедии Гольдони и дрессировщика Франкера в сармановском «Мамуре», был замечательным Гаевым в «Вишневом саде» Чехова - сложным, ранимым и бесконечно одиноким героем уходящей эпохи…
Обладая фактурой героя, Олег Метелев никогда не отказывался от возможности показаться зрителям в образе слабого, смешного, наивного, в конце концов, «плохого» героя. Подколесин в гоголевской «Женитьбе», ироничный Генри Хиггинс в «Пигмалионе», двоеженец Поуни в «Ночном таксисте» Рэя Куни, Князь в «Хануме» А. Цагарели, Тетерев в «Мещанах» М. Горького (за эту работу артист был удостоен награды на фестивале «Кубань театральная 2018»), Фамусов в премьере 2021 года «Горе от ума» А. Грибоедова - эти и многие другие роли известны и любимы зрителями.
Одним из знаковых спектаклей Олега Метелева можно назвать, пожалуй, «Евангелие от Воланда» - театральную версию романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Легенда Камерного зала, спектакль, собирающий аншлаги вот уже четверть века, любимая постановка краснодарских зрителей, в которой Олег Александрович изначально играл две центральные роли - Мастера и Иешуа, а в последние годы - Воланда. Эта роль требует огромных внутренних сил и кристальной искренности артиста, но колоссальная работа над собой и ролью себя оправдывает. Роли Иешуа и Мастера стали для артиста зримыми образами причастности к лучшему, что может дать театр как зрителю, так и актеру: к вечным источникам духовности. Образ Воланда, по словам Олега Метелева, служит той же цели. «Евангелие от Воланда» помогает расставить акценты, показать публике верные приоритеты, предоставить выбор пути.
Для Олега Метелева не существует маленьких ролей. К каждой он подходит с максимальной ответственностью и полной самоотдачей. Нельзя играть «якобы», нельзя лгать зрителю - важнейшие правила, которым актер неукоснительно следует всю жизнь.
- Когда происходит соприкосновение отдачи актера и восприятия зрителя, вы энергетически соединяетесь, происходит то настоящее театральное искусство, - отмечает артист.
За вклад в развитие театрального искусства в 2002 году Олегу Александровичу Метелеву было присвоено звание «Заслуженный артист России», в 2014 году он был награжден медалью «За выдающийся вклад в развитие Кубани» III степени, а в 2019 году - медалью «За выдающийся вклад в развитие Кубани» II степени.
Известен актер не только своими театральными работами, но и внушительной фильмографией - на сегодняшний день это 80 работ в фильмах и популярных сериалах. Он снимался у таких режиссеров как Владимир Бортко, Джахонгир Файзиев, Тигран Кеосаян, Олег Штром, Игорь Москвитин и многих других.
60 лет - не время подводить итоги, впереди еще долгий творческий путь, и никто не знает, что ждет за поворотом. По мнению Олега Метелева, не существует случайных ролей, нечаянных встреч и поступков. Все в этом мире взаимосвязано, и многое предопределено судьбой, нужно лишь верить в нее и не бояться двигаться вперед, меняться и рисковать.
https://yugtimes.com/news/68715/