«СТИХИ ДЕРЖАТ АКТЕРА НА СЦЕНЕ, ЕСЛИ ОН САМ ИХ ДЕРЖИТ»


- Какие, на Ваш взгляд, очевидные преимущества и проблемы речевой культуры прошлых эпох и современности? Хотелось бы узнать и об особенностях в изменении сценической речи.

 

- В истории вообще существует такой феномен, когда максимальное приближение к некому эталону сменяется противоположным – резким упадком и отрицанием этого самого эталона. На фоне этого меняется и общество, и сам человек.

     Поэтому, на мой взгляд, все особенности речи и проблемы в ней вытекают из общесоциальных явлений. В обществе сильно изменилось отношение к слову как таковому, к ценности речевого самовыражения.

     Раньше любой человек из глубинки мог слушать какую-то радиостанцию и иметь точное представление о русской культуре речи.

     Ритм жизни изменился, очень много появилось заимствованных иностранных слов в лексиконе. В целом ощущение человека себя таково, что характеризуется – одна из самых распространенных манер у современной молодежи –  отсутствием речевого контента. А зачем ты мне, когда я лучше нажму на кнопку и пришлю не слово – «споки ноки», «ок». Даже много, проще прислать смайлик, картинку. А как только появляется необходимость говорить и общаться, это оказывается как-то непривычно, речевой аппарат не работает, потому что он просто не имел тренажа.

     И такого плана ребята с  набором речевых комплексов и зажимов приходят сегодня в театральный институт. У нынешних педагогов по речи уже совсем другие задачи в обучении. Мы буквально делаем все с нуля: ставим дикцию, занимаемся дыханием, открываем человеку голос, потом его развиваем, исправляем говор, убираем манеры. И только потом приступаем к работе над текстами, к логике сценического повествования.

     Интонаций тоже боятся, потому что это кажется пафосным – если я в разговоре интонирую где-то выше, где-то ниже. В жизни сейчас в этом плане совсем атрофия: что «я люблю тебя», что «я тебя ненавижу»  – все на одной ноте без всякой выразительности. Но в театре невозможно так, потому что тогда мы совсем перенесем быт на сцену, да еще и в рамках классических произведений!

     Актеры старшего поколения, которые зацепили прошлую эпоху, понимают вкус к речи, понимают, какое это мощное средство выразительности, что, если им правильно грамотно пользоваться, можно легко творить чудеса. У молодежи по-другому. Некий кризис в этом плане очевиден, но мне кажется, что, не так давно достигнув дна в культуре речи и культуре сценической речи в частности, мы движемся обратно к тому, чтобы любить язык и ценить слово как средство выразительности.

 

 

 

 

 

 

- В чем главная разница в работе над прозой и над стихотворным текстом?

 

-  Совершенно разные формы произведений предполагают соответственно разные способы существования на сцене. В этом смысле вашему театру очень повезло, что Константин Николаевич – режиссер, который это понимает и чувствует.

     Чаще всего, приходя в театр, замечаешь, что спектакль стихотворный репетировался как проза. И в последний момент кто-то вдруг сказал «Да это же стихи!», а они уже репетируют прозу. И сразу половина постановки просто не складывается, и сразу автор стоит в стороне и горько смеется. Именно во избежание таких рисков Константин Николаевич пригласил педагога, который бы речево помог заявить актерам на сцене именно стихи.

     Все здесь в стихотворной форме: разговоры, смыслы, действие. Если изначально артисты внутреннюю сущность и жизнь своих героев подчиняют стихотворному ритму, будто следуя музыкальной партитуре, тогда у них складывается целостный оркестр, способный четко передать зрителю и сюжет, и подтексты, и смыслы. Удержать внимание публики в целом – непрерывным ритмом и рифмами, благодаря которым спектакль воспринимается на одном дыхании. Как только случается разлом в стихотворной форме и переход в прозу, зритель перестает понимать, что происходит, ломается заданная система координат.

     В прозе у нас больше возможности импровизировать, искать  что-то свое личное и придумывать разные способы передачи текста, соглашаться или спорить со стилем автора. В стихах мы всегда сначала изучаем ритм и в него уже вкладываем внутреннее проживание, все остальные аспекты подчиняем стихотворной форме.

 

 

- Скажите, а какие изюминки есть в авторской стилистике Лермонтова, которые помогают и Вам, и режиссеру раскрыть актера на сцене, сочинить образ его героя и в целом – сочинить спектакль?

 

-   Мы с актерами уделили внимание особенностям этой лермонтовской пьесы. Во-первых, в ней есть некий перифраз «Горе от ума»: очень много корреляций в первую очередь по построению стиха – вольный ямб, как и у Грибоедова. Что это нам дает? Это подчеркивает разговорную интонацию, максимально приближенную к реалистичной, но все же стихотворную. Не бытовая, но и не пафосная, как если бы это был дактиль, например.

     Во-вторых, понятие вольного ямба нам дает дополнительное средство выразительности за счет того, что  одна строка гораздо длиннее другой. Задача артиста здесь – в исполнении каждой строки таким образом, чтобы все они звучали одинаково по длине музыкального такта. Более длинная строчка собирается по темпо-ритму, произносится быстрее, а более короткая – растягивается. И это дает такую красоту мелодики звучания стиха. Особенно такого много в роли Арбенина, потому что у него огромные монологи, в которых – вы услышите – автором заложены и многообразие интонационное, и, конечно, характер самого героя. Отрывисто,  резкое в его речи зачастую быстро сменяется протяжным, нарочито замедленным.

     Плюс ко всему серьезные смысловые нагрузки акцентированы Лермонтовым в тексте такой же игрой с ритмом: задумчивое «Подлец» на целую строчку может прозвучать совсем не так, как будь оно поставлено в конце строки восьмым словом.

     Как в любой стихотворной драматургии, здесь есть прием «зашагивания», что требует от актера точного владения интонацией: чтобы не сломать стих и при этом мастерски перенести мысль одной строки на другую.

     Особое внимание уделяем присущей «Маскараду» разрывной сроке: когда одна строчка поделена на несколько персонажей. И в этом, как ни в чем ином, ярко выражается суть оркестра в лице драматических актеров. Ни один не имеет право на секунду раньше или позже партнера сказать слово строки, которую он с ним делит. Для зрителя важно сохранить ход стиха, без лишних дыр из пауз. 

     Конечно, при актуализации содержания пьесы, мы хотим сохранить классичность материала. Готику в стиле решения художника-постановщика, в музыкальном оформлении спектакля мы попытаемся подчеркнуть и в речи через орфоэпию. Мы осваиваем с актерами произношение петербургского дворянского общества XIX века. Ребятам такая идея понравилась, они с ней начинают жить на сцене, стремясь к органичности в подобной речевой характеристике. Зритель, который придет и услышит подобную манеру – совсем позабытую – где-то удивится, а где-то почувствует нужный нам образ высшего света Петербурга прошлых эпох. Мне кажется, это важно, и мне приятно, что актеры согласились со мной и нашли в этом приеме смак. 

 

 

- Хочется задать вопрос Вам как актрисе. Каким образом стихотворная форма помогает актеру найти внешние средства выразительности?

 

-  Она их диктует. Когда у тебя стихи, и ты знаешь, как с нами работать, остается только сказать «Какое счастье»! Ведь это готовая партитура, все точно уже написано автором.

     Я шестнадцать лет проработала с Юрием Петровичем Любимовым, а он был монстром в смысле разбора и постановки стихосложенного произведения. Ему было совершенно не важно, что и как актер играет, а вот стих – будь добр держать. И народным, и молодым он повторял неустанно и даже ругался: «Вы не тяните рифму, вы не делаете паузу межстихотворную, что хотите делайте, но держите!» В важности этого я как артистка и как педагог имела возможность убедиться.

     У нас в театре есть спектакль, который идет пятьдесят лет – «Тартюф» Мольера. Я понимаю, что он молодой, живой и по-прежнему собирает залы за счет того, что форма стиха буквально вколочена в артистов. И никуда нельзя от этого деться. Ты можешь сыграть чуть лучше, чуть хуже – по темпераменту, по наполнению, по эмоциональности, – но ты всегда играешь точно и верно. Актера на сцене держат стихи, если он сам их держит.

 

 

- Заключительный вопрос будет обращен к Вам и как к актрисе, и как к педагогу, и как к зрителю. Как Вам кажется, насколько современная публика готова сегодня слышать в театре классические, грамотно поставленные стихи?

 

-  Думаю, что здесь можно рассуждать методом от противного. Люди так подустали от отсутствия поэзии в жизни, что где-то – подсознательно хотя бы – у них есть желание видеть лучшее, чем «проза жизни», слышать нечто более высокое. Особенно если это убедительно звучит. Если это не на котурнах, будто отдаленно и нарочито возвышенно, а если есть корреляция с жизнью нынешнего зрителя, если он сам это замечает и отмечает про себя: узнаваемость сюжетов из жизни, эмоциональное сопереживание.

     Большинство зрителей вообще не всегда понимают на что и зачем они идут в театре. И тут, наверное, заключено само искусство – убедить его, задеть в его душе что-то, чтобы произошел отклик. Ко всему этому, конечно, хочется добавить и воспитательный аспект, момент всеобщего подъема культуры как таковой. Не навязывая, без давления, но как-то исподволь суметь представить человеку ориентиры в восприятии культуры, в ценности искусства литературы и театра. Думаю, мы все подсознательно нуждаемся в этом и на самом-то деле готовы к этому. Чтобы было классно, интересно – убедите нас!

     Если так получается, то надежда о том, что все это не зря, жива.

 

 

Премьерные показы мистической драмы «Маскарад» М. Ю. Лермонтова

состоятся 4, 5 и 6 октября на основной сцене театра драмы.

 

ЖДЕМ ВАС!

 

Зав. литературной частью театра

А. Громовикова

 

 

 

* Маргарита Радциг-Александрова – российская актриса театра и кино.

Окончила Высшее театральное училище им. Б.В.Щукина, курс Е. Князева.

С 1998 года – актриса труппы Московского Театра на Таганке.

Старший преподаватель техники речи и художественного чтения кафедры "Сценической речи" Театрального института им. Б. Щукина.

Последние события

День рождения артиста Егора Любарец

25 января

События

День рождения заслуженной артистки Кубани Юлии Романцовой

19 января

События

День рождения заслуженной артистки Кубани Анны Ерковой

19 января

События

Спектакли

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).