loader

2009.12.23 Таинственный мир закулисья


   В начале декабря в Краснодарском академическом театре драмы шел спектакль по пьесе И. С. Тургенева «Нахлебник», поставленный год назад главным режиссером театра Алексеем Ларичевым. После спектакля состоялся первый в этом сезоне прием в театральной гостиной. Такие встречи со зрителями стали доброй традицией, полюбились и публике, и служителям Мельпомены. На сей раз зрителей повели в святая святых – в театральную «кухню» - бутафорский цех, чтобы познакомить их с некоторыми подробностями и секретами незримой для них закулисной работы, проследить весь процесс работы над спектаклем. О разных стадиях процесса рождения спектакля ведущие Евгения Заречнева и Андрей Саломыков и собравшиеся в цехе зрители спрашивали также режиссера, художника, актеров.                                                                                                                   «Как рождается спектакль» - такова была тема для обсуждения в театральной гостиной. Зрители, многие впервые, переступили порог просторного помещения, заставленного всякой всячиной: мебелью с завитушками и без, досками, картоном, рулонами бумаги… Посередине зала по кругу были расставлены стулья, а сбоку стояли столы с угощением: чай, кофе, сушки… На пороге входящих предупреждали: осторожно, крутые ступеньки! Дамам подавали руку. Пол был усеян желтыми кленовыми листьями – такими же, какие зрители только что видели на сцене. Правда, там, на сцене, листья большею частью были не настоящие – бутафорские. Ох, и намучились бутафоры с этими листьями: их нужно было сделать для спектакля около тридцати тысяч! А когда эта работа была практически закончена, листья не совсем устроили режиссера и художника, и бутафорам пришлось за оставшиеся 3 дня переделать всю работу! Заведующая бутафорским цехом Светлана Владимировна Беседина получила заслуженные аплодисменты в адрес своего цеха за этот трудовой подвиг.                                                                                                                                      Подвижничеством можно назвать работу практически любого из этих «невидимых» цехов: свою долю  аплодисментов получили в этот вечер все те, о ком зритель едва ли задумывается, наслаждаясь спектаклем, успех которого во многом зависит от этих добрых ангелов сцены.                                     Зав. костюмерным цехом заслуженный работник культуры Кубани Валентина Кранова – достояние театра, подвижник сцены. Она хранительница громадной коллекции костюмов. Их у нее две тысячи! Каждый из них – произведение искусства.            Заведующая реквизиторским цехом Инна Симонова показала свои «сокровища»: кольцо с печаткой, сохранившееся от спектакля по пьесе М. Ю. Лермонтова «Маскарад» - на вид простенькое, но с секретом: оно открывается, и оттуда насыпается яд.
     - Но яд мы не сыплем – мы сыплем сахар, - пояснила Инна Михайловна. Она рассказала о том, что к реквизиту относится «всё - от кольца до пулемета» и призналась, что у нее в подвале действительно хранится станковый пулемет, который принимал участие в демонстрации 9 мая: он стоял на машине, в которой проезжали воины в форме времен Великой Отечественной.                        Вообще, реквизиторский цех – это фантастическая коллекция самых порой неожиданных вещей. И что только не может понадобиться для спектакля! Например, чтобы собрать 60 одинаковых бутылок для «Ревизора», пришлось обзванивать пункты приема стеклотары. Помните, как ездил когда-то по городу старьевщик? Веселый старичок на такой же старенькой и неунывающей лошаденке с тележкой… Мы, дети, выменивали у него все, что залежалось в доме, на свистульки, ленточки и прочие восхитительные «ценности». И едва ли кто из нас задавался вопросом, а что же делает старичок с отданными ему вещами. Но раз он щедро оделял нас за них всякими диковинками, значит, для чего-то это старье было ему нужно! По признанию главного художника театра Сергея Аболмазова, театр, подобно такому старьевщику, нуждается в самых разных вещах, вышедших по тем или иным причинам из употребления. Например, сейчас театру нужны… авоськи советских лет – обыкновенные тряпичные сеточки, с которыми в те времена хозяйки ходили на базар.                                                                                                            - Так что приносите, у кого что есть лишнего, нам может пригодиться! - сказал он.
«Веселый старичок» - а ведь так, оказывается, переводится слово «грим»! Это искусство, к сожалению, сегодня во многом утрачено, а ведь такие великие артисты, как Шаляпин (будучи, помимо всего прочего, талантливым рисовальщиком и скульптором), не только не пренебрегали им, но пользовались с особым мастерством. Сегодня этот предмет - грим - в Краснодарской академии культуры и искусств преподает народный артист России Анатолий Горгуль – исполнитель главной роли в спектакле «Нахлебник». Он рассказал, как в какой-то период в театрах совсем было отказались от грима. Актер появлялся во всех спектаклях с одинаковым лицом, и это веяние моды называлось «мужественная простота». Тогда-то и было утрачено многое из наработанного в этом плане предыдущими поколениями актеров. А ведь не секрет, что одна деталь может помочь артисту стать на нужные рельсы, найти необходимые штрихи, а иногда и весь образ.                                     - Грим - это не прихоть, - заключил Анатолий Васильевич, - а очень важная часть актерской профессии.                                                                                                                                       Актеру порой не обойтись не только без грима, но и без парика, бороды и усов. Всеми этими приспособлениями занимается в театре постижерный цех. О работе этого цеха рассказала его заведующая Александра Дементьева. Зрителям посчастливилось не только услышать рассказ о тонкостях этой работы, но и увидеть инструменты постижеров и их изделия – парики, бакенбарды, усы - и даже пощупать их! Но самое сложное, по признанию мастеров – даже не изготовление париков, а последующий уход за ними. Укладывать каждую буклечку, причесывать парик приходится едва ли не каждый день, и уж, конечно, перед каждым спектаклем. Это ли не подвижничество?                                                                                                                     Главный режиссер театра Алексей Ларичев рассказал о сложном пути пьесы от встречи с прочитавшим и одобрившим ее режиссером к встрече со зрителем. На этом пути должны произойти еще встреча с художником, с композитором, с актерами и, наконец, с бюджетом. Как только принимается решение о постановке, к работе приступают все цеха.
     Отвечая на вопрос зрителей о разнице между терминами «художник-постановщик» и «сценограф», Сергей Аболмазов рассказал о развитии в России искусства оформления сцены. В 19 и начале 20-го века художники не играли в театре самостоятельной роли. Декорации к спектаклю делались по принципу обозначения мест действия и несли печать статичности. И только с приходом великих реформаторов театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко роль художника в театре значительно выросла и качественно изменилась. На смену условным павильонам пришли декорации, привязанные к эпохе и образу. Тогда и появились художники-постановщики.                     - Понятие сценографии как создания пластического образа и равноправного участия художника в спектакле в России появилось на рубеже 60-70-х гг., когда образ, созданный сценографом, часто мобильный, движущийся, становился неотъемлемой составной частью общего замысла.                           Говоря об истоках российской сценографии, Сергей Владимирович в качестве ярчайшего примера привел Давида Боровского – художника, принимавшего самое непосредственное участие в создании множество спектаклей в театре на Таганке, в тесном сотрудничестве с Юрием Любимовым. Многим тогда запомнился знаменитый вязаный занавес в «Гамлете», передвигавшийся по сцене во всех направлениях и ставший своего рода «героем» спектакля. Сергей Владимирович признался, что быть настоящим сценографом художнику-постановщику удается нечасто.                                   Много еще вопросов было задано создателям театрального действа – монтировщикам, художникам по свету, звуковикам, ну и, конечно, актерам и режиссеру.                                                                   - Меня часто спрашивают, что такое режиссер, - сказал Алексей Ларичев. - Режиссер – это организатор стихии.                                                                                                                     Алексей Иванович интересно рассказывал о работе с актерами, а напоследок даже отчасти поделился творческими планами театра: буквально на днях режиссер В. Рогульченко приступает к работе над спектаклем «Великий инквизитор» по Ф. М. Достоевскому. В главной роли выступит заслуженный артист России Александр Катунов. Затем предстоит работа над спектаклем «Лавина» по пьесе современного турецкого драматурга Тунджэра Джюдженоглу, а к Новому году для детей готовится спектакль «Наша Чукоккала».                                                                                              Много вопросов было задано актерам, особенно исполнителю роли Кузовкина в «Нахлебнике» Анатолию Горгулю, работа которого в спектакле тронула зрителей до глубины души, полюбившемуся публике молодому актеру Арсению Фогелеву, который в ответ на вопрос о любимой роли признался, что таковой является роль прохожего в «Яблочном воре», где ему абсолютно ясно, что он должен делать, в отличие от многих ролей в других спектаклях, над которыми приходится мучиться. К счастью, завоевав некоторую популярность, Арсений не «поймал» пока звездной болезни, не утратил способности работать над собой.                                                                                            Многие ответы актеров на вопросы были шутливыми, и это очень оживило первую в 90-м сезоне театральную гостиную. Надо сказать, это была первая такая гостиная, подготовленная членами только что организованного Клуба друзей театра, и дебют этот можно признать успешным.                    Конечно же, зрителям открылись далеко не все секреты закулисья, но многое заставило задуматься о том, как много людей вносит свой вклад в сценическое воплощение пьесы - людей порой совсем неприметных, какими в войну были труженики тыла, ковавшие победу с тем же рвением, что и фронтовики… Задумались, наверное, многие и о той роли, которую играют в театральном искусстве «ненастоящие» предметы. Да, слово «бутафория» переводится с итальянского как «подделка». Но парадокс состоит в том, что, по многолетним наблюдениям, настоящие вещи на сцене выглядят как фальшивка, тогда как искусно изготовленная «подделка» производит впечатление самое натуральное. В подтверждение этого Сергей Аболмазов привел курьезный пример. После премьеры спектакля «Нахлебник» к нему за кулисы пришла женщина - профессиональный театральный критик.                                                                                               - Сергей Владимирович, ну вот сейчас осень, а что вы будете делать, когда листвы опавшей не будет? – спросила она, на полном серьезе приняв бутафорские листья на авансцене за настоящие.                                                                                                                                  Но как бы ни заманчиво было для зрителей познакомиться с тайной рождения спектакля, всё-таки хорошо, что она, эта тайна, сколько бы о ней ни рассказывали, остается нераскрытой. Выступившая под занавес этой встречи актриса Юлия Романцова поделилась своими сожалениями по поводу того, что с тех пор как профессионально занялась сценическим искусством, она не может больше смотреть спектакль как простой зритель.                                                                                 - Желаю зрителям сохранить чувство сказки! – сказала она.

Спектакли

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).