loader

2010.04.08 ТВОРЦЫ РАДУГИ


Четверг, 18 Март, 2010 - 08:33     Материалы номера

   В гастрольном репертуаре Краснодарского академического театра драмы имени Горького, представленном на суд горожан и гостей столицы Белой олимпиады, спектакль "Продавец дождя" по пьесе американского драматурга Ричарда Нэша в постановке главного режиссера театра Алексея Ларичева стоял особняком. С одной стороны, трудно отнести его к разряду комедий, на которые обычно делают акцент все театральные коллективы, выступающие в курортном городе. Это романтическая притча о человеке, возвращающем веру в чудо. С другой стороны, при всей своей актуальности для времени возрождения из пепла экономического кризиса насколько она "безболезненна"? Создатели бесчисленных финансовых пирамид тоже обещали дожди из… денег! А если вспомнить о "разводах" с различными выигрышами, когда некто сулит тебе золотые горы, но просит при этом перевести некую сумму на конкретный банковский счет, становится совсем грустно. Не является ли и эта история очередной проверкой на глупость? Не следует ли за излишней доверчивостью неминуемая в нашем прагматично-циничном мире расплата? К счастью, нет. Лейтмотивом пьесы и постановки звучит библейский постулат "по вере вашей да будет вам", гарантирующий исполнение заветных желаний.

   "ПРОДАВЦА ДОЖДЯ" Нэш написал как телевизионную пьесу, затем расширил ее для Бродвейской сцены, где в 1954 году она с огромным успехом шла 124 дня подряд с участием Джералдин Пэйдж и Кэмерона Пруда. Режиссер постановки Джозеф Энтони экранизировал ее в 1956 году и позже сделал музыкальную версию "110 в тени". В Советском Союзе телеспектакль по пьесе, переведенной более чем на 40 языков, был снят в 1975 году режиссером Леонидом Варпаховским, задействовавшим в работе Бориса Лифанова, Василия Бочкарева, Людмилу Полякову, Сергея Ляхницкого, Эммануила Виторгана… А поставил "Продавца дождя" Варпаховский в 1972-м в Московском театре имени Станиславского. В разных постановках и в разное время история Нэша появлялась на сцене Пермского академического театра драмы, Литовского Русского драматического театра, Академического драматического театра имени Комиссаржевской, "Театра Дождей", Казанского государственного театра юного зрителя, Южно-Казахстанского областного русского драматического театра… Алексей Ларичев подарил этот спектакль жителям Тюмени и Краснодара.

   Итак, засуха в природе и в душах, безысходность, разобщенность, тоска. "Обо всем этом, – пишет автор в предисловии к своей пьесе, – можно узнать из холодных данных статистики и бюллетеней министерства сельского хозяйства. Нищета и полная утрата средств к существованию порождали лихорадочное отчаяние в Европе. Казалось, дождь не прольется никогда…" Атмосферу изнуряющего зноя и накала страстей прекрасно передает музыка Эннио Морриконе, органично сопровождающая даже диалоги героев. Герои – семья Карри, живущая на ферме. Отец (народный артист России Анатолий Горгуль) – миротворец и весельчак, то и дело разнимающий своих сыновей: старшего Ноя (заслуженный артист Кубани Георгий Хадышьян) и младшего Джима (Александр Тихонов). Ной, на котором держится все хозяйство, бережлив и расчетлив. Его раздражают необдуманные поступки Джима. Например, знакомство с соседской девицей, рискующее перерасти в брак. Не исключено, что холостяк Ной попросту завидует брату, маскируя уязвленное самолюбие под заботу о благосостоянии семьи. Хромота как бы подчеркивает ущербность "засыхающей" души молодого фермера, готового снова и снова поверять гармонию человеческих отношений алгеброй своей бухгалтерской книги.
Джим в отличие от Ноя – "рубаха-парень" и "славный малый", легкий на подъем и не страшащийся экспериментов. Образ, созданный Тихоновым, органичен и эмпатичен – мгновенно покоряет любую аудиторию: молодым приятно видеть свое "светлое отражение", для стариков – это ожившее воспоминание о беспечной и дерзкой юности. Выстраивая роль, актер использует целый арсенал психологических приемов и красок, свидетельствующих о весьма высоком уровне профессионального мастерства (вполне достойном звания "Заслуженный артист Кубани", особенно если вспомнить краевую фестивальную премию "Лучшая мужская роль" за исполнение роли Люсьена в спектакле "Non dolet" и премию мэра Краснодара "За высокие достижения в области культуры и искусства" в 2007-м, специальный приз жюри в номинации "Лучший молодой актер" на фестивале имени Куликовского в 2008-м, а также повышение квалификации по программе III Международной летней театральной школы СТД РФ под руководством Александра Калягина в 2009-м)!

   ИЗОБИЛУЕТ филигранными деталями и "портрет" отца Джима и Ноя "кисти" Горгуля. Молодая душа старика "лучится" репризами и заразительной неунываемостью, демонстрируя пример подлинности чувств и эмоций. При этом перед нами библейский мудрец, тактично расставляющий все по своим местам и поддерживающий в детях огонь веры в себя. Например, дочь Карри – сестра Ноя и Джима Лиззи (Марина Слепнева) – засиделась в девках. С подачи отца в поисках спутника жизни она даже ездила в близлежащий город, но вернулась… одна. Кому нужна слишком благовоспитанная и правильная, а точнее умная, жена? Лиззи претит изображать из себя дурочку, пошло заигрывая с потенциальными претендентами на ее руку, но не сердце. А вот помощник местного шерифа Файл (Евгений Женихов), брошенный несколько лет назад супругой, вызывает в ней симпатию. Эх, если бы Файл не был так закомплексован! Ведь Лиззи ему тоже нравится, но как трудно признаться в этом себе и, главное, ей! Мужскую гордость Файла разжигают воспоминания о том, на кого его променяли в прошлый раз…
Женихов и Слепнева в предлагаемых обстоятельствах убедительны. В сцене, где эти два одиночества (хронический "лузер" и трогательный "синий чулок") неуклюже пытаются развести костер отношений, испытываешь искреннюю жалость к обоим. И радость, когда в конце спектакля Лиззи и Файл остаются вместе! Но для "хэппи энда" им необходим катализатор надежд, который вернет усыхающему ручейку жизни силы, напоит людей озоном летнего ливня и воздухом свободы. Конечно, это странствующий Продавец дождя и творец радуги Старбак (заслуженный артист России Александр Семикопенко), сам выдумавший себе имя: "Это слово обладает раскатистым "р" и громким "б". В нем слышатся удары грома и грохот обвалов".

   ПОЯВЛЕНИЕ "доброго волшебника", с видом заправского коммивояжера предлагающего вызвать дождь и назначающего цену (всего сорок шесть долларов!), переворачивает мир семейства Карри вверх дном. Ирреальность врывается в реальность внезапно. Вот и радиоприемник вдруг начинает ретранслировать мысли обитателей фермы, а сами они вопреки здравому смыслу добровольно согласны бить в шаманский бубен, рисовать магические стрелки на заборе, связывать задние ноги мулу веревкой… Билл Старбак, разыскиваемый полицией как известный мошенник, даже не человек, а символ сбывающихся надежд. При встрече с ним люди становятся добрее, смелее, красивее, а когда его спрашивают: "Что вы лезете в чужие дела?", он отвечает: "А может, для меня нет чужих дел?!" И предлагает руку помощи, аргументируя этот жест просто и убедительно: "Если человеку протягивают руку, он не имеет права ее отводить".

   Сидящие неподалеку от меня девушки ни с того ни с сего полушепотом начали сравнивать актера с "олимпийским мэром" Анатолием Пахомовым. Мол, похож не только сутью отведенной ему роли (оба – творцы радуги), но и внешне, а также манерой говорить… Как бы там ни было, сам факт поиска зрителями аналогий между пьесой Нэша и сегодняшним днем примечателен, так как стирает грань между сказкой и былью. Пахомов обещает Олимпиаду, перед которой померкнет Ванкувер, и координирует работу по преображению Сочи. Старбак обещает дождь и помогает Лиззи поверить в то, что она достойна любви.

   Джим благодаря Старбаку обретает счастье с любимой девушкой. Файл с легкой руки Старбака больше не будет просить у шерифа Томаса (заслуженный артист России Станислав Гронский) собаку, компенсируя "лучшим другом человека" отсутствие "второй половинки". Счастливы и Томас, и старик Карри, и сам Продавец дождя. Ведь потоки живительной небесной влаги в конце концов обрушиваются на сцену, а легкие стилизованные декорации Алексея Паненкова трансформируются в подобие корабля ("Ноева ковчега"?), подхваченного быстрым течением реки жизни. Вот и эпиграфом постановки, размещенным на программке, Алексей Ларичев берет цитату из Святого писания: "…Если я заключу небо и не будет дождя, и если повелю саранче поедать землю или пошлю моровую язву на народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу их и исцелю землю их".
Скольких в переполненном зале Зимнего театра краснодарский спектакль "обратил от худых путей"? Сколькие духовно исцелились или, по крайней мере, захотели этого? Ответ – в долгой овации, устроенной благодарной публикой актерам. А Сочи, прощаясь с "Продавцом дождя", делал ставку на солнце, без которого уже заскучал. Жар костей не ломит...

Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.

http://www.sochi-news.ru/node/8015

газета «Новости Сочи» № 38 (1312), 18 марта 2010 г.

Спектакли

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).