loader

2010.12.14 Чудачества по Горькому


Краснодарский академический театр драмы носит имя Максима Горького. Но после спектакля «Железновы» по произведениям писателя на сцене театра уже много лет ничего не ставили. Так бы и жил театр имени Горького без пьес этого великого литератора, но к своему 90-летию все-таки обзавелся премьерой спектакля «Чудаки». Режиссером постановки выступил Владимир Рогульченко, имя которого краснодарцам больше знакомо по афишам другого городского театра – Молодежного. О своевременности постановки «Свежему номеру» рассказали автор инсценировки и исполнители главных ролей спектакля.

На сцене разыгрывается пьеса о творческих людях и горьковская интерпретация классического любовного треугольника. Молодая пара – писатель Константин Мастаков и его жена Елена, приезжают дачу, где в их семью вторгается одинокая дачница Ольга. Ситуация еще более осложняется чувствами со стороны друга семьи, который безнадежно влюбляется в жену писателя и пытается добиться ответа. Вторым планом показаны терзания взрослого мужчины, влюбленного в юную девушку, которая ухаживает за своим умирающим женихом. И каждый герой поступает по-своему и переживает последствия личного выбора. На поверхности этой истории два конфликта – писателя с обществом, когда главный герой читает свой рассказ и публика принимает его очень поверхностно; а также мужа с женой при появлении второй женщины в качестве увлечения. Кроме тем любви и искусства, в постановке также затрагиваются проблемы отцов и детей, закрытости людей друг от друга, подмены человека истинного различными масками неискренности. По мнению режиссера, эта пьеса Горького незаслуженно забыта и не востребована театрами:


– Она очень нежная, в ней есть некий чеховский мотив. Хотя Горький более жесткий автор, но он ученик Чехова по драматургии, и именно Антон Павлович ввел его во МХАТ, для которого он написал свою первую пьесу, а затем стал МХАТовским автором после Чехова. В «Чудаках» есть и юмор Горького, и немного любовного, нежного стеба на Чехова. Персонажи этих авторов в каких-то моментах похожи, такие чеховские переживания и внутренние терзания.

Главный художник Драмы Сергей Аболмазов, с которым у режиссера давний творческий тандем, сочинил интересный образ дачи – облупленный и обшарпанный, с выбитыми досками и скрипучим порогом дом-корабль. Это образ «проходного места», временного пристанища для отдыха. За дачным времяпровождением, играми в лото и чаепитием проходит жизнь персонажей, и решаются их судьбы. В плане музыкального оформления Владимир Рогульченко вкупе с композитором Валентином Деминым добивались присутствия ненавязчивого фона, который бы показал, что рядом с героями, за окном продолжается жизнь.

После громких потрясений и споров вокруг краснодарской Драмы, одной из своих задач в этой работе Владимир Рогульченко видел ввод на большую сцену новичков театра – молодых артистов, пополнивших труппу:


– Как бы лестно ни отзывались об актерах Молодежного театра, все-таки я был с артистами вместе 16 лет. В течение этого времени шло каждодневное воспитание, выработка стиля, понимание творческих задач и совершенствование профессиональных качеств. В Драме много приезжих режиссеров с различными требованиями и школами, и артисты должны быть готовы к работе с любым мастером. Они внимательны, послушны, восприимчивы, желают услышать, но нужен длительный репетиционный период, чтобы сообразить, мои желания и требования преобразовать и сделать их как собственные. И сама пьеса нравится молодым артистам театра, что немаловажно для результата. Они с удовольствием работают над этими темами, импровизируют, ищут современные мотивы в своих образах, им есть что сказать.

Сами актеры отмечают, что Владимир Рогульченко режиссер интересный. Константин Петрушин давно служит в краснодарской Драме и уже работал с ним над инсценировкой «Легенды о Великом Инквизиторе» по Достоевскому.


– Владимир Дмитриевич предлагает несколько иной метод работы над материалом, нежели другие режиссеры: незаметно для актера направляет его к конкретному образу, при этом требуя личностного вклада в спектакль самого артиста. Он исходит из самого человека, его внутренней структуры, что очень важно для молодых артистов – почувствовать актерскую личностную ценность самих себя. Это нелегко, но интересно.

В «Чудаках» Константин Петрушин играет две роли. В одном составе главную – писателя Константина Мастакова, а в другом – Николая Потехина.


– Персонажи очень разные, Мастаков - романтичный и легкий на вид человек, а Потехин - более реальный, есть в нем что-то от обычного русского мужика. При этом оба образа очень глубокие, каждый из них имеет свою четкую личностную позицию. Горький и писал о таких людях с четкой внутренней идеей. Хотя это очень идеологично направленный автор, но в наше время как раз и не хватает таких людей, идеологически целостных. Молодежь не умеет до конца отстаивать свои цели, которые сами по себе сильно размыты. Что каждый человек сам от себя требует, во что он верит, какие у него идеалы? Такую современную тему поднимает режиссер. Надеюсь, будем услышаны.

Актриса Ольга Антошина, напротив – только прибыла в краснодарский театр. Выпускница ГИТИСа, ранее играла в московском театре и снималась в российских сериалах. Рогульченко доверил ей одну из главных ролей.


– Моя героиня – Елена Мастакова, жена писателя. Сильная женщина, беззаветно любящая своего мужа, прощает его предательство. Она образец христианского смирения и понимания. Но при этом внутри у нее сумасшедший вихрь страстей и эмоций, которые она просто не показывает, как Горький пишет «жарко горит». Наверное, каждый мужчина хотел бы иметь такую жену. А женщинам стоит поучиться у нее мудрости и терпению ведь семье удается сохранить отношения именно благодаря стойкому проявлению этих качеств Елены.
Параллельно разворачиваются и другие душевные переживания и все персонажи очень интересные. Все они хотят достучаться друг до друга, пытаясь быть услышанными, взывают к искренности, ищут понимания. Но не находят этого, поскольку сами закрыты. Там есть так называемая тема «Господа, снимите маски!» Мы все играемся в кого-то, и очень боимся быть самими собой, настоящими. Это в особенности касается молодежи, поскольку у нас сейчас нет четкого морального ориентира.
Что касается общей стилистики, и в произведении, и в самой постановке, нет никаких элементов авангарда. Это классика в чистом виде, консервативная, привычная, добротная. Но она захватывает. Не зрелищностью, а именно щемящими темами и сопереживанием персонажам.

Текст: Марины Скалозуб

"Свежий номер"//декабрь-январь 2010/2011

 

Спектакли

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).