loader

2011.06.29 У краснодарской драмы новое Лицо


 Краевой академический театр драмы, наконец, определился с Главным. Им стал известный московский режиссер Александр Огарев. В городе, таким образом, появился второй ученик легендарного столичного мэтра Анатолия Васильева, чьи заслуги признаны не только в России, но и за рубежом ( за достижения в области просвещения и искусства  Васильев был награжден двумя французскими орденами, в том числе Фиалковым Орденом  Почетного Легиона, учрежденным еще Наполеоном). Первым его  учеником, покинувшим столицу и оказавшимся на Кубани,  стал нынешний главный режиссер Молодежного театра  Владимир Рогульченко. Именно он однажды сумел создать и вышколить ту самую молодую актерскую труппу, которая на протяжении многих лет радовала искушенного краснодарского зрителя.
За плечами сочинца Огарева, как и у Владимира Рогульченко, – работа на подмостках европейских и столичных театров. Краевой академический театр драмы в Краснодаре – для него родной, здесь он когда-то пробовал себя в качестве актера. В 1988 году поступил в ГИТИС на режиссёрский факультет (мастер курса - А. Васильев). Талантливый ученик сразу же был замечен и после окончания вуза принят  в васильевский театр «Школа драматического искусства» сначала режиссёром-стажёром, а с 1997 года режиссёром-постановщиком. Огарев участвует в различных российских и зарубежных проектах и лабораториях  театра, сам ставит спектакли за границей и преподает в Московском Международном Славянском  Институте.
Быть может, ему надоела злая, столичная критика?  Огарева называют безумным, но смелым экспериментатором и одним из самых успешных коммерческих режиссеров. Быть может, он обделен наградами? Часовой музыкальный спектакль по пьесе «Гвидон» и стихам Даниила Хармса  в его режиссерской постановке был отмечен  престижной «Золотой Маской» - в номинации «новация».


Что же побудило «раскрученную звезду» вернуться домой, и что изменится в краснодарском драмтеатре с появлением нового Лица?


Александр Огарев: Я надеюсь осесть в Краснодаре  всерьез и надолго. Понимаю, что больших денег здесь не заработаешь, но меня привлекает идея создания своего Дома, своего театра. Это кропотливая, мелкая работа. Радует, что в цехах  краснодарского драмтеатра - теплая, неформальная атмосфера. Безусловно, есть и участки, которые требуют обживания. Хотя как воспитанник определенной школы я несу определенную идею, но всегда прислушиваюсь к тем традициям, которые существуют, потому что четко осознаю: идея насильственная будет отторгнута.
Ставил спектакли в Белгороде, Омске, Владимире. Все эти театры оставили хорошее впечатление. Я знаю, что и в провинции  есть очень сильные актеры. Работали по 10 часов в сутки, без выходных. Удивительно, но там я получал гораздо большую душевную и творческую  отдачу от своей  работы с актерами, чем в столице.

Чем оказался полезен опыт работы в Хорватии?


Александр Огарев: Это была не моя инициатива. Однажды в Пушкинском театре поставил необычную пьесу хорватского драматурга Мате Матишича, невероятного человека, который не только пишет, но и играет на гитаре,  входит в десятку лучших исполнителей Европы. Религиозный человек и в то же время уникальная личность! С этой постановкой  меня пригласили в Хорватию, где мы с успехом выступили в двух городах, после чего и завязалась долгая дружба. Я  работал в Загребе и Национальном театре города Сплит. Здесь поставил четыре спектакля, в том числе и по произведению русского писателя Федора Достоевского -  «Преступление и наказание», «Гамлета» - по Шекспиру. Город Сплит -  вообще невероятный, весь в белом камне. В нем живет необыкновенный народ, близкий к русским своей неторопливостью и в то же время ощущающий себя по-европейски. Можно поучиться их внутренней свободе,  актерской технике. Может, там не хватает той самой русской глубины? Но русская глубина часто топит наших актеров. Как хорошо было бы найти золотую середину: между хорватской техникой и русской глубиной…


Вы уже определились с репертуаром для краснодарского театра драмы? Достаточно ли в нем современных пьес?


Александр Огарев: Думаю, что по любой пьесе можно поставить современный, интересный спектакль. Секрет успеха - в той ответной волне, которая идет из зрительного зала в ответ на некую универсальную эмоцию на сцене. Она либо есть, либо ее нет. Мне кажется, что в «Гамлете», первом спектакле, с которого начнется наша совместная работа с труппой краснодарского драмтеатра,  заложены те самые эмоции, которые понятны всем, хотя текст пьесы сложный. Что касается репертуара театра, запланировали и вторую пьесу, комедийную. Есть на примете современная, которая должна вызвать широкий зрительский интерес, ее можно эстетически оригинально оформить.  Мы будем делать экспериментальные постановки на малой сцене, таким образом «прощупывая» краснодарского зрителя. Надеюсь, что удастся заинтересовать одновременно и обычную публику, и профессионалов, которые отбирают спектакли для всероссийских и зарубежных фестивалей. Краснодарскому краевому академическому театру драмы пора выходить из изоляции и замкнутости.

Чем будет ваш «Гамлет» отличаться от других?


Александр Огарев: Текст «Гамлета» я взял в традиционном переводе Пастернака. Однако уверен, что любой режиссер всегда ставит ее в своей версии. Меня заинтересовала дегероизация Гамлета, но не такая резкая, как у режиссера Акимова. Хотелось бы избежать черно-белой однозначности: просто хороший человек, сражающийся против плохого, или наоборот. Что это за право -  быть хорошим? Какая идея может оправдать ту кровь, которую проливает Гамлет? В моей версии -  это пьеса об абсолютной  любви к отцу. И  когда она, эта самая абстрактная любовь требует реального воплощения, то становится насилием над миром живых людей, где живут не абсолютными понятиями, а обычной человеческой жизнью. И еще один важный момент: Гамлет видит призрака. Кто из нас видел призраков? Это объективное существование? Во всех постановках – ответ утвердительный, Тень приходит и рассказывает о якобы реальной версии событий. А если это всего лишь игра воображения? Никто не доказал.  Может, это искушение Гамлета?
Я вообще люблю нелогичный, необыденный мир. Сериальный мир логичен - как в жизни. А в театре хочется взглянуть на мир изнутри. То, что происходит с Гамлетом - это внутренняя история. Его открытия, подозрения, возмущение равнодушием и несовпадением своих представлений о мире с реальной действительностью… Такая версия была поставлена в хорватском театре. Но она не может быть зеркально перенесена  на краснодарскую сцену и, конечно же, будет изменена с учетом иного менталитета, иной публики.


Сколько будет стоить новый  «Гамлет»?


Александр Огарев: Спектакль «Гамлет», который мы будем ставить в Краснодаре, -  из недорогих постановок. Для сравнения приведу примеры. Одна из постановок Ярославского театра, получившая награду « Золотой Маски», обошлась в 34 миллиона рублей. Спектакль известного российского режиссера  Марчелли стоит  около 10 миллионов. Примерная смета нашего «Гамлета» - 2, 4 миллиона рублей.

 

Елена Лубинец

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).