Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

2011.08.29 Театральный проект: Драматургия нашей жизни


Уникальный проект «Лаборатория современной драматургии» проходит сейчас на сцене Краснодарского театра драмы.
Его реализация стала возможна в рамках федеральной программы по поддержке малых городов России. Проект –  своего рода «прививка современности» для театров в   провинции. Ведь не секрет, что сейчас спектаклей по пьесам современных драматургов ставится на российской сцене очень мало. К примеру, на сцене Краснодарского театра драмы самый «новый» спектакль    –  «Остров», его автор,  Эдуард Акопов, написал эту историю  уже более двадцати лет назад.
Шанс для всех
Не актеры, не зрители не соприкасаются с «настоящим» на сцене, с тем, что происходит в жизни именно сегодня.  А  ведь   театр  должен быть очень разным и интересным для всех, кто имеет к нему отношение, считает  руководитель «Лаборатории современной драматургии»   Олег Лоевский, член президиума Российского центра АССИТЕЖ, театральный критик, эксперт национальной театральной премии «Золотая Маска», киносценарист, драматург.   По роду своих занятий он каждый год смотрит по 250-300 спектаклей, поставленных и в столичных, и в провинциальных театрах. И с сожалением констатирует, что пьесы молодых драматургов не идут в них. Да и средний возраст режиссеров, которым выдается возможность создать спектакль, – в районе 60 лет. А талантливая молодежь ничем не занята – в основном «сидит» в Москве и ждет, когда выдастся удача как-нибудь проявить себя на одной из московских театральных сцен.
«Лаборатория» –  это шанс для молодых режиссеров попробовать свои силы и в то же время  способ  оживить жизнь театра в провинции. В рамках «лаборатории» были созданы три спектакля-эскиза в Туапсинском муниципальном молодежном театре.
И вот теперь четыре российских, среди которых и  молодые,  и вполне состоявшиеся, режиссера, вместе с труппой краснодарского театра драмы проводят эксперимент. Задача их в том,  чтобы  за короткий срок  так подготовить драматургический материал, чтобы зритель смог его  прочувствовать и воспринять. «Драматургией нашей жизни» руководитель «лаборатории» называет то, что происходит на сцене в рамках проекта.
Необязательность – это свобода
По словам  Олега Лоевского, актеры должны за короткий срок создать полновесные образы своих героев, но так как спектакль создается фактически за несколько дней, они не успевают «распределить» наработанные ими профессиональные штампы, и это дает вполне неожиданные эффекты.  Эффект спонтанности. Эффект необязательности.
– Необязательность – это свобода, – говорит руководитель «лаборатории». – И в зрительный зал льется чистая актерская энергия, которая дорогого стоит.
В первый день театрального  марафона «лаборатории, состоялась премьера спектакля «Наташина мечта».  Ярослава Пулинович,  талантливый драматург, ученица Николая Коляды поставила его по своей собственной пьесе. Девушке всего 24 года, а она уже ярко проявила себя в драматургии, как сценарист, и во второй раз попробовала себя в качестве режиссера.
Так как создаваемый  в рамках «лаборатории»  театральный «продукт» имеет форму не полноценного спектакля, а лишь эскиза к нему, то актеры выходят на сцену с текстом в руках и читают свои реплики что называется с листа, Но создаваемые ими образы вполне убедительны.
В лаконичный, и в то же время вызывающий бурные и самые противоположные реакции зрителей  эскиз, состоящий из монологов-исповедей  двух девушек – воспитанницы детдома и успешной всезнайки и отличницы – превратила свой текст Ярослава Пулинович.  Молодая актриса Виктория Лукина, по мнению своих коллег, раскрылась в «Наташкиной мечте» с иной стороны, показала свои  способности к перевоплощению, рассказав историю Наташки, девочки, воспитывающейся в детском доме, грубоватой, простодушной, порой жестокой. Но мечтающей, как и самые утонченные особы, о светлой любви.   Почему  стремление найти   любовь, защитить ее – может толкнуть на преступление? Этот вопрос задает драматург и режиссер всем нам. Вторая история, прозвучавшая из уст актрисы Аллы Засыпкиной  – не менее задевает за живое. Она о «секретах успешности» человека, о том, как это – всегда преуспевать в жизни. Что чувствует юная девушка, у которой все получается «на раз-два», какую цену она платит за это?
«Работать над спектаклем»
После спектакля состоялось бурное обсуждение. Зрителей Олег  Лоевский просила высказывать все мысли и впечатления, которые только возникли от просмотра спектакля-эскиза.  Кто-то говорил о том, что спектакль нельзя показывать детям, так как они воспримут рассказанные истории,  как руководство к действию, а вот взрослым он будет полезен, так как раскрывает многие вещи, касающиеся жизни современной молодежи. Кто-то  подсказывал режиссеру, как сделать спектакль более динамичным. Кто-то выражал восхищение и работой драматурга, и актрис.
Каждое такое обсуждение руководитель «Лаборатории современной драматургии» называет «работой». Все, что было высказано – воспринимается и является материалом для последующего  совершенствования спектакля, который потом вполне может войти в репертуар театра.
И с юмором, и серьезно
Во второй день  работы «лаборатории». На сцене состоялась премьера  спектакля-эскиза «Ужасная мать» по произведению   известного голландского кинорежиссера Алекса ван Вармердама. Поставил  его главный режиссер театра драмы, сравнительно недавно заступивший на этот пост Александр Огарев. Он – уже состоявшийся театральный режиссер и актер, ставил спектакли в РАМТе, театре имени Пушкина, Московском новом драматическом театре, «Современнике».
В рамках «лаборатории» он  рассказал историю одной семьи, о  страстях, которые могут кипеть под одной крышой и привести к братоубийству. Сам Александр Огарев очень харизматично сыграл старшего из братьев, повторившего путь библейского Каина.  Какова природа преступления? Что толкает на убийство родного по крови человека? Такие вопросы ставит этот спектакль. В нем дебютировали, кстати, две  юные актрисы, только что поступившие на службу в Краснодарский театр драмы – Валерия Симакова и Елизавета Велиган. Важной составляющей постановки  стала живая музыка, она подчеркивает  многие смысловые акценты в истории – и их расставлял композитор Валентин Демин. Спектакль-эскиз получился и очень динамичным, и «заводным», искрящимся юмором, и в то же время очень серьезным – ставящим нешуточные нравственные вопросы.
Вчера в «лаборатории» разбирали  работу режиссера Екатерины Гороховской «В тени виноградника». А сегодня состоится последняя премьера – молодой режиссер Кирилл Вытоптов  представит спектакль «DAWN WAY». Общие итоги созданного в «Лаборатории современной драматургии» еще будут подведены.


Марина АДАМОВА

Кубань сегодня, от 22.08.2011 г.

Спектакли

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).

-->