loader

2011.09.20 Над чувствами время не властно


85 лет исполняется в сентябре заслуженному деятелю искусств РФ Михаилу Нагли - режиссеру и педагогу, воспитавшему несколько поколений актеров, режиссеров и зрителей.
Пожалуй, никто из работников Краснодарского драматического театра имени М. Горького, где почти два десятилетия Михаил Владимирович служил режиссером, не вспомнит случая, чтобы выступление его на собрании коллектива, на заседании художественного совета, на встрече со зрителями было спокойным, холодным или беспристрастным. А уж если за дверью, где идет репетиция спектакля, стоит тишина, можно с уверенностью сказать - там репетирует кто угодно, но не режиссер Нагли. Только в бурном движе¬нии, только страстно доказывая свою правоту, отстаивая свою убежденность, рождались его спектакли.
- Было мне лет шесть, - вспоминает Михаил Владимирович, - когда отец, директор Ленинградского драматического театра имени Пушкина, по традиции именуемого Александринкой, завел меня в зрительный зал, усадил в кресло и велел ждать, пока он не закончит какие-то дела. На сцене что-то происходило, в яме играл оркестр. Я не сразу заметил, что впереди, нахохлившись, сидит человек. И вдруг он вскочил, помчался к дирижеру, вырвал у него палочку из рук и с криком «За мной!» стал быстро размахивать ею. Я понял только, что оркестр заиграл громче. Но, видимо, резко вырос и темп сценического действия. Не мог не вырасти - ведь это был Всеволод Эмильевич Мейерхольд!
Может быть, он репетировал «Маскарад»? И может быть, именно в этой репетиции был занят студент или молодой актер Михаил Куликовский, который много лет спустя позовет в Краснодар Мишу Нагли, лишь один месяц проработав с ним на сцене Оренбургского театра? Группа театральной крови, родство по школе много значит на театре, особенно если имеет питер¬скую закваску.
А когда из театра уйдет Куликовский, и другой главный режиссер привезет целую группу молодых актеров - выпускников разных театральных вузов страны, именно Нагли поручат поставить с ними первый спектакль. В сценическом воплощении повести Бориса Васильева «Завтра была война» им предстоит обрести единую театральную веру, общий театральный язык. Потом они будут готовить творческий вечер к 60-летию своего первого режиссера, вспоминать о том, как он заново учил их актерским приемам. А один из них нарисует дружеский шарж, где добрые глаза режиссера подкреплены увесистым кулаком педагога. Кулак мы тогда попросили убрать, а этот, черновой, вариант так и остался в моем завлитовском архиве. Теперь мне кажется, что он гораздо более точно передает суть его отношений с актерами.
Ему претит работа без душевных затрат, не согретая эмоциональным, личностным отношением. Полной отдачи, личной заинтересованности, гражданской зрелости требует он от артистов. Этим единением режиссерских и актерских устремлений, четкой направленностью их совместных усилий отмечены лучшие спектакли Михаила Владимировича Нагли.
...Его счастливое детство кончилось в 1938-ом, когда забрали отца, а вместе с ним и свидетельства той жизни: письма, документы, фотографии, подаренные Владимиру Наумовичу друзьями - Николаем Черкасовым, Василием Меркурьевым, Юрием Лавровым, Владимиром Симоновым. Каким-то чудом сохранились два фото с дарственными надписями. Одна из них принадлежит Екатерине Корчагиной-Александровской. Смотрю на нее и думаю о том, что вместе со всей семьей этот бесценный кусочек картона проделал нелегкий путь по ледовой «дороге жизни» из блокадного Ленинграда, а потом в город Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области.
Там 15-летний Миша поступил в техникум. Учиться было скучно, а уйти нельзя. Решил вести себя так, чтобы отчислили. Но вместе с отчислением последовал приказ направить разнорабочим на шахту имени Кирова. Два года тяжелейшего труда, восемь часов неизвестности, пока откапывали из-под обвала. Боюсь спросить, что вспоминалось ему там из коротенькой жизни.
Питер? Отец? Крики одноклассников: «Сын врага народа!» и сорванный пионерский галстук? Но верю, что думал он не только о прошлом - еще и о будущем. Потому что оптимизм и жизнелюбие такой силы, как у него, благоприобретенными быть не могут. Они - врожденные.
Иначе как удалось бы ему добраться до Новосибирска, где в это время работал коллектив эвакуированной Александринки и поступить в находившийся там же Ленинградский государственный театральный институт имени А.Островского? Про военные пути-дороги института студент Костя Фохт написал целую поэму на манер «Евгения Онегина». Кости давно нет. И никто на свете больше не знает этой поэмы, проникнутой верой в счастливый финал - долгожданное возвращение на родную Моховую. Только Михаил Владимирович помнит ее наизусть, от начала и до конца.
- Первого января 1949 года мы закончили институт, - рассказывает он. - Денег в стране нет - все уходит на создание атомной бомбы. Театры не получают ни копейки дотации, все за свой счет. Цеха шьют на продажу тапочки и босоножки, артистов увольняют. О том, чтобы брать в штат режиссеров- выпускников, и речи нет. Тем не менее, первого января 1950 года я был зачислен в Тамбовский драматический театр.
Всего три города в послужном списке режиссера Нагли. Тамбов - годы ученичества, поисков себя. Здесь уроки профессора народного артиста СССР Л. С. Вивьена становились ориентиром, творческим компасом. Оренбург- становление своего режиссерского почерка. Принципиальной становится приверженность театру, где средоточием внимания и интересов режиссера является актер. Человек на сцене - вот главное, малейшие движения его души, его характер, его судьба. Этот театр для актера существует, его высвечивает, выявляет, через него говорит со зрителем. И, наконец, годы работы в Краснодаре. Почти два десятилетия творческого труда, более сорока спектаклей, и каждому отдана часть души.
Он и теперь не устает повторять вслед за Островским: люди приходят в театр по двум причинам - поплакать или посмеяться. В работах Нагли того и
другого всегда предостаточно. Вспомнить хотя бы спектакль «Моя профессия - синьор из общества». Зал стонал от хохота, наблюдая за перипетиями истории семьи бедняка Леонидо Папагатто, который кормил домочадцев деликатесами, добытыми на богатых свадебных торжествах, где гостям невесты представлялся родственником жениха, а гостям жениха - родственником невесты. Но за несколько минут до финала режиссер умело выстраивал лирическую сцену, где герой предлагает руку и сердце любимой женщине - матери его троих взрослых детей. Слезы удержать невозможно, и благодарные зрители сбивают ладони, аплодируя стоя.
Недаром в его спектаклях большую часть своих любимых ролей сыгра¬ли многие мастера краснодарской сцены. Один из лучших сценических образов создала в спектакле по пьесе Г. Запольской «Мораль пани Дульской» народная артистка РСФСР Идея Макаревич. А замечательные работы Марины Полетаевой и Сергея Михалева в драме Вини Дельмар «Уступи место»! «Солдатская вдова» по пьесе Николая Анкилова, «Судьба» по роману Петра Проскурина, «Дама-невидимка» Кальдерона, «Царь Федор Иоаннович» А.Толстого, - все они отмечены актерскими успехами.
- Современный театр, - считает Нагли, - вряд ли может заинтересовать зрителей с точки зрения информационного познания, политического, социального. Из Интернета, газет, телевидения, из самой жизни они узнают о жизни быстрее и больше. Но я убежден, что с одной, очень важной, стороны, театр им все же необходим и способен захватить - с эмоциональной, духовной. Способность к переживанию, к яркому чувству - это нечто непреходящее, неутоляемое. Поэтому я всегда стремился делать спектакли, которые бы захватывали эмоциями, вызывая ответную реакцию. От эмоционального потрясения - к духовному прозрению. Таким мне видится путь искусства.
Свое кредо Михаил Владимирович старается сегодня передать своим ученикам. За годы работы в Краснодарском государственном университете культуры и искусств их у профессора Нагли насчитывается уже больше 300, если считать заочников. А как их не считать, если почти все они работают в
клубах и домах культуры, строят свои театральные дома на сельских просторах Кубани.
- Я горжусь ими, считаю за честь называть своими коллегами, - о своих учениках Михаил Владимирович рассказывает горячо и вдохновенно. Так же, как о своих спектаклях, о друзьях-актерах, о творческом взлете любимого театра, который непременно должен повториться на новом витке. Он так жи¬вет, так чувствует, а над чувствами время не властно.


София Малахова

Спектакли

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).