loader

2012.11.20 Артист без страха и упрёка


Станислав Иосифович Гронский, заслуженный артист России, лауреат Премии Правительства РФ имени Ф.Волкова, лауреат премии М.А. Куликовского, награжденный медалями «За выдающийся вклад в развитие Кубани» и орденом Дружбы, председатель правления Краснодарского отделения Союза театральных деятелей, встречает 75-летний юбилей новой ролью. Только что отыгран премьерный спектакль «Кошка на раскаленной крыше» по пьесе Теннесси Уильямса. Его герой, Большой Па, далек от патриархального спокойствия, в нем кипят страсти и тревоги, и он не намерен мириться с лицемерием и ложью. И Станислав Гронский, олицетворение театрального Краснодара, сегодня так же чужд юбилейного самолюбования. 

Маленький Стасик Гронский, родившийся в 1937-м и пошедший в школу в год окончания Великой Отечественной, был артистом с самого детства. А годы были совсем непростыми, и хоть в его родной Астрахани немцев не было, но и до нее доносились отголоски сражений под Сталинградом, Капустиным Яром, трясли землю взрывы, – и мать стелила детям на полу, в дальнем углу, чтобы не упало на них огромное старинное трюмо. И ходили за дровами по пять километров, и в очереди за продуктами мать простаивала по семь часов. А маленький Стасик, поджидая ее у окна, слушал радио – и повторял за ним песни. Причем пел не как-нибудь, а в рупор; рупором служила дырка у окна, ведущая на улицу, куда засовывался по вечерам железный стержень, замыкая ставни. Так заявляя о себе большому миру, Станислав Гронский пророчил свою судьбу, утверждался в призвании несмотря ни на что. 
 
Отец, главный цветовод города Сталина (так назывался когда-то Донецк), обожал оперетту, и Стас сызмальства знал наизусть классические арии. Однако мать будущего заслуженного артиста России совсем не хотела, чтобы младший сын становился «веселой потатуйкой». Да и старшие братья-сестры, – врач, технарь и педагог – не видели перспективы в актерской стезе. Но в медицинский идти было нельзя: юный Гронский падал в обморок от вида крови и не мог видеть раненых животных; он не любил и технику, «всю эту тригонометрию-геометрию брал зубрежкой».
 
Ни в коем случае серебряный медалист не хотел быть и
 педагогом. Однако на Украине, куда он был послан поступать в солидный вуз, филфак оказался единственным прибежищем для художественной натуры. Сложности обучения в украинском вузе прирожденный актер превратил в материал игры. Он был звездой семинаров. «Вызовите Гронского!» – шептали студиозусы, и выступления на украинском языке пролагали дорогу, через студенческие вечера, к будущему театру. 
 
Продолжив учебу в родной Астрахани, на последнем курсе Стас Гронский уже играл в театре. У него был выбор: либо вспомсостав в драматическом театре, либо основой состав в ТЮЗе. Старшекурсник Гронский выбрал второе; но перед тем, как стать актером навсегда, он сделал еще один шаг, проверяя собственную верность призванию. 
 
После окончания вуза, закрепляя диплом, он на год уехал учителем в село Марфино. Это в двух часах от Астрахани, если лететь на «кукурузнике», – а именно таким экстравагантным образом Стас ездил домой на выходные. Стиляга и даже пижон, Гронский стал любимцем сельской ребятни, встречавшей молодого учителя на рассвете у дома и провожавшей его из школы. Сложное отчество «Иосифович» дети попросили заменить для них на «Иванович», и прозвали даже Эдиком – был такой персонаж-стиляга в популярном тогда «Крокодиле». И не дремала «веселая потатуйка»: Гронский сумел организовать в Доме пионеров драмкружок, прославившийся на всю область; а через год школа провожала, как в армию, в Астрахань обратно своего учителя, в котором победил артист. 
 
Вернее, артист и педагог в Гронском как-то уживались, поддерживая друг друга. Он преподавал русский и литературу в  студии при театре – и в этот же период сыграл в астраханском

  ТЮЗе серьезные роли. Они сами находили его: еще совсем молодым артистом он сыграл Фердинанда в «Коварстве и любви», Мечика в «Разгроме», за что получил премию; Шелестова в «Жизни и преступлении Антона Шелестова» Г. Медынского и В. Токарева, и Печорина в «Бэле» М. Лермонтова…
Впрочем, роли, убежден Гронский, не формируют артиста. Его формируют личности
. Такой личностью стал для него Михаил Алексеевич Куликовский, который и пригласил актера в Краснодарский драматический. После семи лет работы в Астрахани, сыграв огромное количество ролей классического репертуара, по-настоящему Гронский почувствовал себя актером только здесь. И то не сразу, а только через несколько лет руководства Куликовского. Времена, ставшие золотым периодом истории театра, актер вспоминает с ностальгией.  В Краснодарском театре драмы ему доставались центральные, интересные роли по произведениям Пушкина и Островского, Гоголя и Достоевского, Мольера и Б. Шоу, Булгакова и Леонова – репертуар, который не каждому посчастливится сыграть. 
 

Но никогда артист не избавлялся от сомнений, никогда не застывал в самоуспокоенности. Очень много учился, в том числе режиссуре: четыре года в лаборатории А.А. Гончарова в ГИТИСе, шесть лет – в студии З.Я. Корогодского в Питере. Было и такое, что сомневался в профессии, (серьезно раздумывал, например, не стать ли при фирме консультантом по культуре), – но никогда ей не изменял.
Педагогическое начало вело артиста к новым берегам театральной работы. Именно Гронский создал народный театр, гремевший в нашем городе шестнадцать лет. Несмотря на статус любительского, в нем нередко играли профессиональные артисты, и немало начинавших здесь актеров впоследствии прославились на театральном поприще. Гронский поставил здесь «Обелиск» Г. Мамлина, «Ночь после выпуска» В. Тендрякова, «Остановите Малахова!» В. Аграновского и многие другие пьесы, державшиеся на острие времени. Гронский не только руководил любительским театром, но и преподавал в Краснодарском институте культуры. 
 
Всегда непросто было делать выбор – как между педагогическим и актерским уделом, так и между актерством и режиссурой. И режиссуру Станислав Гронский оставил, когда стал инициатором создания и первым худруком Молодежного театра, – театрального дома, который был одним из самых интересных драматических театров края, с цельной дружной труппой, которая относилась к своему делу, как к святыне. 
 
Любая созидательная деятельность неотделима от борьбы, и артист боролся – с
 обстоятельствами, с непониманием, в конце концов, с начальством, – доказывая и отстаивая свою точку зрения. 
 
Такой борьбы немало выпало Гронскому и как председателю правления Краснодарского отделения СТД. Союз работает и сегодня, в отличие от кадрового дефицита других творческих объединений края, да и других областей. Фестивали, конкурсы, акции в работе СТД не главное; основная работа – с людьми: это и помощь юристов, и материальная поддержка,  деньги на лечение и операции, и небольшая прибавка к пенсии, и путевки на творческие лаборатории и ведомственные дома отдыха. Секрет такой активности – в людях, которые работают здесь: они многие десятилетия работают в театре, проникнись им, готовые работать в чем-то не ради себя, а ради организации, наступать на себя и чем-то жертвовать. Именно таких людей, понимающих и видящих театр изнутри, собирает в СТД Гронский, принявший свой пост из рук М.А. Куликовского.
 
Чем отличается актер современный от советского? Гронский отвечает на этот вопрос так: сегодня для актера наиболее важна актерская техника, школа, а с уходом великих мастеров педагогами в театральные вузы нередко идут люди, не
 состоявшиеся в театре. За рубежом артисты умеют делать многое, чего не умеет, как правило, русский артист, купающийся в психологическом театре. Сегодня ты должен одинаково хорошо и петь, и танцевать, и сыграть комическую сцену, и глубоко трагедийную. Это у нас называется мастерством, а за рубежом – просто владением профессией. 
 
Понимание театра для артиста сегодня лишено романтических иллюзий. Театр – место работы, где во всю силу возможностей, отпущенных жизнью, ты трудишься и отдаешь себя, жертвуешь собой, сегодня удачно, а завтра неудачно…  
Наверное, именно эта неуспокоенность, поиск себя в профессии и оставляют Гронского одним из самых талантливых и самобытных артистов Кубани. Из тех ролей, в которых зритель может увидеть артиста сегодня в стенах театра драмы, назовем роль Берлиоза/Каифы в полюбившемся кубанскому зрителю спектакле «Евангелие от Воланда», роль Марка в спектакле «В тени виноградника», ну и, конечно, роль Большого Па, потрясающе выразительно кричащего в финале акта: «Черт  возьми весь этот  проклятый,  лживый  мир!». И снова мы видим Гронского на сцене, и восхищаемся его талантом, его стихийным, природным умением вжиться в роль, где-то играя на преодоление, – и выразить в ней свою борющуюся, неуспокоенную, ищущую натуру. 

Герой Гронского, Большой Па, говорит в свой юбилей любимому сыну: «Всю  жизнь  я прожил, собравшись в кулак». И Станислав Гронский, возглавляя краевое отделение СТД и играя в театре, не разжимает пальцев.
 
Вера Сердечная

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).