loader

2014.10.10 Межнациональная молитва


«Встречаются как-то еврей, украинец и русский на сцене Краснодарского драматического театра в постановке иркутского режиссера по пьесе российского драматурга, переработавшего повесть иудейского писателя», — примерно так можно кратко описать спектакль «Поминальная молитва», который сегодня, 10 октября, впервые покажут в театре Драмы. Мы уже сходил на предпоказ и теперь делимся со своими читателями свежими размышлениями. 

Ведущие краснодарские драматические театры с завидным постоянством опровергают положение о том, что свято место пусто не бывает. Режиссерский туризм – явление, распространенное на всех сценах страны, похоже, достигло своего максимально развития в нашем южном городе. Режиссер на одну-две (реже три, еже реже – четыре) постановки последние несколько лет – это единственная возможность для театров хоть как-то самовоспроизводиться. Результатом схемы «приехать-поставить-уехать» становится не только эклектичный репертуар без претензии на последовательность и развитие режиссерской мысли и актерского мастерства, но и отсутствие хоть какого-то поля для экспериментов. Как можно вести речь о современном театре, театре абсурда или хотя бы об авангарде, не имея свежих достойных классических постановок? 

Но самое печальное в этом репертуарном и режиссерском винегрете то, что у театра больше нет своего мнения, соответственно, нет и влияния на зрителя. Зато возникает интрига: каждый раз, когда идешь на премьерную постановку нового режиссера, гадаешь, насколько она будет хуже предыдущей постановки предыдущего режиссера. Но ведь невозможно предугадать! 

Чтобы актуализировать наконец-то все эти очевидные размышления о судьбах локального театра, начну с середины. 

«Поминальная молитва» на главной, не побоюсь этого слова, сцене города была хороша как сама по себе, так и на фоне традиционной для этой сцены свистопляски и балаганщины. 

Во-первых, порадовал сам выбор материала для постановки. 

Во-вторых, режиссер Геннадий Шапошников бережно отнесся к оригинальному и остроумному тексту пьесы Григория Горина, выделив основную его идею – человечность. Персонажи не обезличились, не превратились в национальные стереотипы, поскольку сермяжная правда жизни не имеет гражданства и племени. Возможно, поэтому оригинальный тест повести «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема имеет такую широкую географическую и жанровую популярность: мюзиклы на Бродвее, спектакли на многих российских сценах, телепостановки, полнометражное кино и, наконец-то, постановку в Краснодаре.

В-третьих, все обошлось без хороводов, шоу и накручивания темпа спектакля. Актеры идут строго по тексту, ритм пьесы – неторопливый, начинаешь понимать ту самую ценность ненавязчивости, когда тебе не лезут в душу и не жалуются. Хотя у главного героя – молочника Тевье (Анатолий Горгуль) и его жены Голды (Наталья Арсентьева) есть все причины сетовать на жизнь. 

Прибавьте к честной бедности трудового человека семью из пятерых любимых дочерей, три из которых – на выданье. Посмотрите, как давление государства меняет судьбы людей, а предрассудки заставляют их отрекаться от самого дорого. Все это может ожесточить самый крепкий характер. И что же поможет все это «понять и простить»? 

Таки смех. Смех и доброта. Смех и человечность. Беспроигрышное сочетание честного характера и доброго сердца, которое воплотилось на сцене и в игре Тевье, и урядника (Александр Катков), и Перчика (Арсений Фогелев).

Тем временем говорить об игре актеров после сдачи/премьеры – дело неблагодарное. Спектакль, он как хорошее вино, — со временем становится только лучше: настаивается текст, отлаживается ритм. Надеюсь, погрешности в сценической речи исчезнут, озвучка не будет притормаживать, ортодоксальная иудейка Голда при появлении родственника Менахема не будет осенять себя крестным знаменем, (евреи не крестятся, даже если очень хотят), а портняжка Мотл не будет путать нитки с сукном. 

Зато говорить о сценических декорациях – дело вполне благодарное на всяком этапе существования постановки. Оформление сцены в «Поминальной молитве» тяготеет к Шагалу, но каким из боков подвесных тканевых треугольников на каркасе – неясно. Когда они опущены – голоса актеров гасятся, когда они подвешены – открывают приподнятый поворотный круг на сцене. Функция его в том, чтобы актеры на него периодически водружались, либо крутили его наподобие барабана в передаче Якубовича – не видно в этом ни эстетики, ни концептуальности. В самой первой сцене на этом круге стоит телега, которую Тевль и Перчик тянут сами, без помощи лошади (правда, почему-то не с помощью оглобли, а прибегая к приподниманию правого колеса). В сцене последней телегу «встраивают» в круг и на нее складываются пожитки изгнанников. Все остальное время поворотный круг возвышается над сценой в ожидании исхода евреев из Анатовки.

В целом можно отметить, что по игре спектакль получился мужским. Мужская часть труппы более четко раскрывает образы действующих лиц и национальный колорит, нежели женская. По моему мнению, актрисы, играющие основные женские роли – Голды, и ее трех ее дочерей – не соответствуют заявленным амплуа. Нет визуального соответствия типажу, за сценой остается многогранность женских характеров. У Арсентьевой есть материнское сердце, но нет хозяйской строгости и мудрости, а у ее дочерей есть и необходимая покорность, и умение стоять на своем, и решимость в любви. Нет только семитского очарования, которое пленяет их спутников жизни, но не передается залу. 
Однако если быть честным, то лучше недоиграть, чем переиграть (особенно если речь идет о женских слезах). 

А слез, как и смеха, так много в «Поминальной молитве». Собственно, все как у людей. Даже удивительно, что действие происходит много лет назад в незнакомом месте – деревне, которой и на карте-то нет. 

Познавала еврейскую мудрость Дарья Щетинина.

www.kublog.ru

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).