loader

2014.12.03 Авторитеты и приоритеты


Фестиваль-конкурс вновь объединил театры Краснодарского края  и Адыгеи

Фестиваль «Кубань театральная» рожден был в недрах Краснодарского отделения Союза театральных деятелей РФ в послеперестроечную эпоху - в период, когда вся страна жила ожиданиями, верой и надеждой. Постепенно театральный форум рос, обрастал соучредителями, обретал статус и громкое имя. Через четверть века, то есть сегодня, шапка мероприятия стала красочной и увесистой - «Региональный фестиваль «Кубань театральная» имени народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РСФСР М. А. Куликовского».

Разные были периоды у фестиваля, впрочем, его нельзя рассматривать в отрыве от театральной жизни Кубани, ее процессов, взлетов и падений. Нельзя не учитывать и наш южный менталитет, этакую клановую общность в хорошем смысле слова.

Мы все привыкли, что главным действующим лицом этого театрального действа являлось уже вышеупомянутое Краснодарское отделение Союза театральных деятелей РФ и его, как кажется, уже пожизненный председатель Станислав Гронский. Ангажирование критиков, пригласительные в театры, на фуршеты и банкеты - на все требовалась санкция регионального СТД, не говоря уже о распределении призовых «слонов». Было время, когда я сам забегал на чашку чая во двор филармонии, чтобы услышать последние театральные новости.

Но постепенно чудная организация стала превращаться в не просто междусобойчик, а в какой-то «антитеатральный» клуб. Соответственно, и фестиваль начал трансформироваться в этакое карманное мероприятие, которое зависело от капризов, желаний этой, как нам тогда представлялось, могущественной организации. Помнится, приглашенная критикесса из Москвы, грозя пальчиком одному из наших руководителей театра (неугодному местному СТД), приговаривала: «…Я приехала вас ругать».

Вот это чаще и отличало приглашенных нашим СТД критиков. И не просто ругали, а унижали, расправлялись на свой манер, происходило что-то вроде публичной порки. И, как правило, приближенные к СТД театры (неважно, какой уровень они собой представляли) щедро осыпались похвалами и наградами. Все это было, и мы это помним.


Режиссерская критика

Нынешний, четырнадцатый по счету, фестиваль прошел без особого влияния местного Союза театральных деятелей, хотя он по-прежнему, наряду с министерством культуры края и Адыгеи, является одним из его учредителей. Наверное, поэтому это был самый спокойный, уравновешенный, самый интеллигентный фестиваль в истории «Кубани театральной». О жюри, приглашенном оргкомитетом фестиваля, его деликатности и взвешенности можно говорить бесконечно. Если раньше обсуждение театров, спектаклей носило форму линчевания, то на сей раз шел профессиональный разговор. Повезло, что в судейскую команду попал режиссер, педагог Зураб Нанобашвили, который рассматривал конкурсные работы именно с точки зрения режиссуры, что, в общем-то, делал и другой режиссер, театровед, педагог из Москвы Алексей Никольский.

В ином ключе, чисто театроведческом, работали критики - председатель жюри, руководитель кабинета музыкальных театров СТД РФ Ольга Кораблина и руководитель пресс-службы одного из ведущих театров страны Ирина Горбунова. После обсуждения, как правило, артисты еще долго не отпускали членов жюри, хотя частному коллективу «Один театр» наверняка не очень радостно было услышать оценку своего творчества: давно пора выходить из студийных штанишек и двигаться в сторону мастерства и профессии.

В этот раз частные театры принимали участие в фестивале вне конкурса, но даже такое участие оказалось большой честью для иных товарищеских групп, не выдерживающих никакой критики, но очень опекаемых СТД. Если говорить о негосударственных труппах, то в крае имеются хорошего уровня народные коллективы, которые могут спокойно конкурировать с государственными театрами, вроде Туапсинского ТЮЗа и Армавирского театра драмы и комедии, получившего утешительный специальный приз фестиваля.


Миф об СТД

Вообще, фестиваль требует обновления, расширения. Возможно, региональные рамки стоит раздвинуть до позиций Южного федерального округа. Это, конечно, огромная работа - подготовительная, организационная, но Краснодарский край с его потенциалом может позволить себе и такой праздник. Было очень приятно видеть на просмотрах министра культуры Галину Солянину, которая не только присутствовала на открытии и закрытии фестиваля, но и постоянно посещала спектакли.

Надо отдать должное представителю аппарата центрального СТД Ольге  Кораблиной, которая наконец-то развеяла миф об организации как о рассаднике скандалов и угрозы театрам. Оказывается, Москва очень обеспокоена ситуацией, сложившейся благодаря деятельности регионального СТД, когда руководители театров города и края стараются не общаться с местным театральным союзом или вовсе находятся в конфликте с ним. Более того, дошло и до прямой конфронтации с министерством культуры края.

Понятно, что разногласия и вопросы всегда возникают в работе, но поиск компромиссов и возможности диалога, помощь в консолидации театрального мира - это и есть основная задача Союза театральных деятелей. Пока же наш региональный СТД двигается в совершенно ином направлении, очень опасном и гибельном.


Фестивальные итоги

Но финальные аккорды фестиваля прозвучали, и жюри вынесло свой вердикт.

Триумфатором на этот раз стал Краснодарский краевой театр кукол, взяв две главных награды: Губернаторская премия имени 
М. А. Куликовского, в этом году увеличенная вдвое, досталась ведущей актрисе, заслуженной артистке Кубани Анне Сезоненко, и Гран-при как лучшему режиссеру (а соответственно - лучшего спектакля фестиваля) был вручен художественному руководителю театра, заслуженному деятелю искусств Кубани Константину Мохову за спектакль «Тростниковая шапка». Надо сказать, что Губернаторскую премию театр получил в своей истории впервые.

Лучшими актерами фестиваля названы артисты Краснодарского театра драмы - народный артист России Анатолий Горгуль и заслуженная артистка Кубани Наталья Арсентьева. Специального приза удостоился заслуженный артист России Александр Катунов. Наталья Арзяева - вокалистка краевого музыкального театра и актер театра драмы, заслуженный артист России Сергей Калинский признаны лучшими актерами второго плана.

Спектакль Музыкального театра «Гоголь. Чичиков. Души» получил дипломы за сценографическое и световое оформление. Были отмечены и театры Адыгеи. Национальный театр имени И. С. Цея вошел в список награжденных за актерский ансамбль, а спектакль Камерного музыкального театра имени 
А. А. Ханаху молодого режиссера Тимура Исупова «Люби меня, как я хочу» удостоился награды за лучшее музыкальное оформление.

Вообще, театры Адыгеи не просто наши соседи, но и друзья. Кубань всегда рада их видеть и принимать у себя, и когда мы слышим об их проблемах, то, конечно же, переживаем за коллег. Первое, что бросается в глаза, - это феноменальная бедность, скудность финансирования. Ну не на блокадном же пайке республика сидит, чтобы не иметь возможности достойно содержать свои театры. 
А ведь там работают не просто профессионалы и мастера своего дела, а люди одержимые. И глядя на соседей, мы как никто понимаем, что театры Кубани находятся в суперпривилегированном положении, что касается финансирования.


Приоритеты и предпочтения

Очень печально, что в этом году Краснодарская «Молодежка» не смогла принять участие в фестивале из-за затянувшегося ремонта здания. Новый театр кукол ТО «Премьера», показав сказку Г. Гольдмана «Аленький цветочек», был удостоен приза за актерский дуэт (Оксана Житникова и Анна Недашковская). Кстати, поначалу «Новые куклы» выставили свою семейную работу «Визит дамы» Ф. Дюрренматта, но почему-то в последний момент полотно скоропостижно было снято с фестивальной афиши.

Немало удивила позиция Музыкального театра, который отдал предпочтение не родному фестивалю, а конкурсу в Белоруссии, куда главный балетмейстер Александр Мацко повез балет «Анна Каренина». Конечно, в творческих состязаниях надо участвовать, но должны быть и приоритеты. Если уж ты выставил свой спектакль на конкурс дома, будь любезен, сопровождай и представляй его до конца. Жюри же пришлось только довольствоваться горячими приветами издалека режиссера-постановщика.

Скоро и сам фестиваль уйдет в прекрасное далеко, оставив нам не только приятные воспоминания, но и вскрывшиеся проблемы, без которых живой организм, коим является театр, не существует.

Александр Геннадьев

Спектакли

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).