loader

2017-05-11 Краснодар. Старомодное танго


Краснодар. Старомодное танго


Выпуск №7-197/2017, В России

Пьеса Валентины Аслановой «Дамское танго» в Краснодарском театре драмы идет под названием «Танго втроем». Режиссер-постановщик Елена Журавлева выбирала материал специально под заслуженную артистку России Веру Великанову. Замечательная актриса три десятилетия служит в театре, и все эти годы является его примой, славой и любимицей публики. Так получилось, что сегодня у Великановой практически нет ролей, и она, по большому счету, не у дел. Журавлева как истинный профессионал сразу оценила масштаб актрисы и, движимая творческим «эгоизмом», конечно же, не могла пройти мимо яркой фактуры.


Пьеса Аслановой о танцовщице Мадлен, ушедшей на покой и живущей размеренной, тихой жизнью. Лишь незлобивые перепалки с родственницей-компаньонкой Симоной да общение с профессором Сорбонны Жаном и есть основные события календаря ее, так сказать, жизни после славы. И, конечно же, «танцовщица в отставке» живет своими воспоминаниями о прошлой карьере, мужьях, мужчинах. Однако всю эту полусонную благодать нарушает неожиданное приглашение принять участие в шоу в парижском зале «Олимпия». Для Мадлен предложение прозвучало словно звук горниста поутру! Возрождаясь сама, она невольно преображает все вокруг. В вихрь страстей приготовлений, с репетициями, диетами, режимом, попадает и ее неотесанная, угловатая, провинциальная кузина.


Анна Еркова в роли компаньонки последовательно превращается из гадкого утенка в интересную, прелестную девушку. Еркова не из тех, кто завоевывает роль сразу. Это Великанова умеет моментально перевоплощаться, у Анны сей процесс постепенный. Будучи актрисой тонкой, даже утонченной, она принадлежит к женщинам скорее не нашего времени. Ее размеренная пластика, какая-то отстраненная изящность, превосходно бы смотрелись в западной драматургии прошлых лет и в русской классике. Но для подобных открытий нужен чуткий художник... Елена Журавлева сразу почувствовала и увидела потенциал актрисы, со всеми особенностями и нюансами. И даже в неуклюжести Симоны мы ощущаем особую грацию, особую прелесть.


Мадлен Великановой, на первый взгляд, полная противоположность своей партнерши. Бывшая звезда (а как мы понимаем, бывших звезд не бывает) и ведет себя с присущей ей эпатажностью, требовательностью. Правда, капризы примадонны больше напоминают игру по кругу, за которой стоит страстная, мечтательная натура и одновременно ранимая личность. Исходя из этого, режиссер ввела в пьесу еще один персонаж, который является в образе воспоминаний Мадлен. Актер Роман Бурдеев со своей эффектной внешностью и статью как никто подходит на роль мужчины-мечты, мужчины-грезы, мужчины-воспоминания. Уйдя от дешевой сентиментальности и придав всему этому флеру легкую насмешливость, Журавлева показала себя еще и мастером самоироничных подтекстов.
Вообще весь спектакль построен на юморе, иронии - порой грустной, но не безнадежной. У постановщика жанр определен как лирическая комедия. И Елена Журавлева следует заявленному формату верно и точно. Мне пришлось посмотреть «Танго» несколько раз, с перерывом в один год, и я был приятно поражен, насколько работа стала цельной и законченной.


Пьесу Аслановой ставят по-разному. Кто-то даже избавляется от профессора Сорбонны, но именно он, забавный «любитель бобров», придает спектаклю трогательность. Необыкновенно комичным получился его монолог о грызунах, когда умеющая владеть собой в любой ситуации Мадлен вдруг растерялась, не зная, куда себя деть и что говорить. С одной стороны, мы прослеживаем в ее воспоминаниях знойных мужчин, а с другой - видим чудного, неловкого, местами смешного «ботаника», который никак не подходит на роль героя-любовника, разбивающего сердца. Георгий Хадышьян и играет своего чудака очень мило и трогательно.


Весь спектакль построен на диалогах, довольно-таки остроумных, рапирных. Значительно сократив материал, режиссер смогла вычленить самое главное и создать образы с их биографией, с их настоящим и взглядом в будущее. «Танго» не зря пользуется популярностью у зрителя. Надо отметить и ненавязчивый музыкальный ряд, где даже презнаменитое аргентинское танго Астора Пьяццоллы и музыка из кинофильмов «Запах женщины», «Правдивая ложь» и «Давайте потанцуем» органично вплетены и создают свой аромат и образ. Впрочем, мы не видим как таковой и хореографии, хотя есть постановки, где танцы просто льются через край (в свое время даже один из лучших современных хореографов Алексей Ратманский приложил к «Дамскому танго» руку). Елена Журавлева пошла по иному пути: поднявшись над бытом и реалиями, ее мир строится на внутренней пластике, на движениях души. А Великанова умеет быть в этом плане и пластичной, и подвижной, и уходить в иные пространства.


Сценографическое решение Кирилла Еремина - это и квартира, и закулисье, где снующие монтировщики чувствуют себя как дома. Мадлен же, все время натыкающаяся на них, на какие-то предметы, словно чужая здесь. То ли это ее сон, то ли фобии, то ли страхи... С этой картины начинается действие. А финал, конечно же, жизнеутверждающий - наши героини покоряют «Олимпию», тем самым переборов судьбу. В самом названии пьесы у Аслановой все-таки заложена какая-то «никомуненужность» и отчасти безысходность. Журавлева аккуратно повернула драматургический материал в иное русло, найдя для своих героев и смысл, и надежду.


Ни для кого не секрет, что бывают спектакли очень талантливые, незаурядные, но пересматривать их еще раз совсем нет желания, а есть работы, к которым хочется возвращаться и возвращаться. «Танго втроем» к последним относится в полной мере. Камерный, личный, сокровенный, теплый и в то же время с обнаженным нервом, это спектакль щемящих монологов - о потерях и приобретениях, об удивительных женщинах и настоящих отношениях. В нем есть и какая-то старомодность, но это старомодность, восходящая к воспоминаниям, когда пошлость называлась пошлостью, когда хороший вкус отделялся от вульгарности и когда всего лишь одна ночь, проведенная с человеком, - как это произошло в жизни Мадлен - прозвучала прекрасным романтическим путешествием, а не случайной связью.
 

Геннадьев Александр

Спектакли

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).