Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Главный режиссер Молодежного театра рассказал о спектакле «Утиная охота» и о принципах в профессии



В Краснодарском театре драмы продолжается 101-й театральный сезон - сезон премьер. В мае театр представит спектакль «Утиная охота» (18+) по одноименной пьесе классика XX века Александра Вампилова.

В роли режиссерапостановщика - главный режиссер Молодежного театра Даниил Безносов. Немного о принципах в профессии, много - про кризис главного героя и о смешном в пессимистичной истории - в его интервью «Юг Times».

В ОРИГИНАЛЕ

- Даниил, о чем, на какие темы тебе интереснее всего говорить в своих спектаклях?

- Однозначно сказать сложно. Тема меняется все время, у меня она обычно через два-три спектакля исчерпывается. Был период, когда интересовали время и взаимодействие человека с ним, например, в работе над «Зимней сказкой», «Маменькой». Когда получается на одну тему пообщаться, она перестает так уж сильно волновать. Я бы не сказал, что у меня есть какие-то любимые темы. Есть нелюбимые.

- Какие?

- Никогда не буду ставить про войну. Не моя тема. Ничего не знаю, ничего не понимаю, не воевал.

- Театр и зритель - это диалог или самотерапия для режиссера? Что тебе ближе?

- Это дискуссия, конечно. Как терапия такое дело не помогает. Я не думаю, что комуто сильно любопытно наблюдать мои высказывания. Я редко, собственно говоря, высказываюсь. Стараюсь выстраивать художественную дискуссию «Поговорим на тему».

- В какой степени ты стараешься сохранить автора в своих спектаклях?

- Целиком и полностью.

- И никогда не бывает соблазна сделать свою интерпретацию?

- Есть литература, и есть театр. И это все-таки две разные области. Сама постановка спектакля - это уже в любом случае интерпретация. Если говорить о попытке очевидного искажения литературы, я стараюсь быть от этого на расстоянии.

- Выделяешь ли ты Александра Вампилова в череде советских драматургов?

- Безусловно. Он - драматург, опередивший время. Более того, я уверен, что время, о котором он говорит, еще не пришло. Тогда - в его эпоху - не пришло, и сейчас все еще тоже.

ХОРОШИЙ ПЛОХОЙ

- Главный герой пьесы - Виктор Зилов. Три слова, характеризующие его?

- Тремя - сложно... Он ранимый, чувственный, безответственный.

- Кто или что сделали его таким?

- Вопрос «Преступления и наказания» (смеется). Абсолютно сам, внутри собственных рефлексий.

- Что привлекательного и что отталкивающего в образе Зилова?

- Почти все и одновременно почти ничего. В нем совершенно спокойно уживаются и самые неприятные стороны человека, и самые приятные.

- Неприятные его стороны - это какие?

- Вранье, алкоголизм, безответственность...

- В спектакле мы увидим его именно таким?

- Нет (смеется). В череде, в общем-то, неприемлемых поступков - наличие любовницы, и не одной, обманы, уходы от жены, грубость - герой обладает диким обаянием. Он приятный.

- В чем проблема Зилова?

- В пьесе ведь все персонажи не подарок: друг спокойно ради какого-то материального блага может пойти на предательство, жена друга может предложить себя начальнику, чтобы тоже заполучить эту несчастную квартиру… Чем они-то лучше? Только они могут с этим жить, а Зилов - нет. И в этом, мне кажется, есть человеческая честность. Там никто не совершает каких-то хороших поступков. Только ктото не может жить, совершив гадость, а кто-то спокойно с гадостью живет.

- Можешь ли привести в пример какого-то героя, близкого по духу образу Зилова?

- В первую очередь на память приходит Гамлет, но это достаточно спорно. В общем, с оговорками - Гамлет.

- Зилов - приземленный человек?

- Да какой же он приземленный? Мне кажется, он творчески нереализован и при этом без возможности реализоваться. Посмотрите, как он врет, - это же поэзия! У него какие-то суперкреативные мозги. Люди делятся на тех, кто просто проспал, и тех, кто проходил физлечение в центре реабилитации. И одно и другое - вранье, только проспал - скукота. Другое дело, когда в этом есть поэзия. Зилов - творческий человек.

ЦЕНТР СВОЕЙ ВСЕЛЕННОЙ

- Кто из персонажей, кроме Зилова, тебе интересен?

- А там, кроме Зилова, никого нет. Это все - воспоминания о людях, а не они сами. Более того, это воспоминания человека, находящегося в глубоком психическом расстройстве, в личностном кризисе. Еще все это отягощается похмельем. Там нет людей, там есть герой и то, как он о них думает. А думает он о них тоже не совсем объективно, а так, как он может о них думать в данный момент - пребывая в конкретном самочувствии, обстоятельствах. Там появляется пара живых человек. Например, мальчик Витя. Остальные - болезненные воспоминания внутри расшатанной нервной системы.

 - В пьесе есть и бытовое, и метафорическое. Где для тебя одно и где другое?

- В пьесе ноль быта. Хотя пьеса чудовищно тянет и привязывает тебя к нему. Рюмочки, столики, ресторанчики, лавочки, стульчики… Но при этом ничего ведь нет, все - воспоминание. Даже не так - трудная рефлексия в бытовой оптике: человек проснулся, получил неприятный подарок от друзей в виде похоронного венка к якобы его смерти, подумал 20-30 минут, не смог поехать на долгожданную охоту, взял ружье и застрелился. Это фабула. Но в эти 20-30 минут раздумий с человеком что-то ведь происходит. И именно это главное, и именно это не имеет никакого отношения к быту. Это все - препарированная душа.

- В спектакле быт будет отражен?

- Там, конечно, есть какие-то неизбежные вещи, но мы постараемся взлететь над этим. История не выдерживает бытовизма. Человек (Зилов) вспоминает новоселье: возникает эмоциональная составляющая, но люди сами не возникают - только то, как он их в тот момент воспринимал и как о них тогда думал. Тут быта быть не может.

СУДЬБА - ЖИТЬ

- А надежда может быть в этой истории?

- На что?

- На спасение, на то, чтоб не застрелиться…

- Конечно, может быть. У Вампилова открытый финал. И здесь как раз время трактует - стреляется человек или нет. Современный человек не может застрелиться. Я мог бы понять, если бы в 1990-х герой застрелился. В 1970-х, наверное, нет. Сейчас это просто невозможно. Сегодня ты обязан жить со всеми своими тараканами - такое наказание современного человека.

- Почему тогда ты выбираешь столь пессимистичный подзаголовок к спектаклю - «проигранная жизнь»?

- Потому что в пьесе колоссальный парадокс заключается именно в Зилове: он одновременно сверхчувствителен и сверхциничен. Он беспощаден к людям, но рикошет почему-то все время попадает в него. При объективном благополучии героя по всем фронтам - все не то, все идет не так. В этом большая загадка. И в этом - очарование и обаяние пьесы.

- Если говорить образно: кто в этой истории на кого охотится?

- Да все друг на друга. Охота как достижение цели, человек - как инструмент. А у Зилова - постоянно мимо.

- Будет ли в спектакле отражена какая-то определенная эпоха?

- Время в этой пьесе меня не интересует как таковое. Конечно, есть моменты, тянущиеся из вампиловской эпохи: квартира, которую нужно дождаться, отстояв в очереди, городские телефоны, но это не особо влияет на саму историю. Нет необходимости какой-то исторической реконструкции или же подчеркивания сегодняшнего дня. Мы время игнорируем как необходимое обстоятельство. Из ниоткуда - во всегда. Важно то, что любили, ревновали, ненавидели, подличали или же благородничали. Как раз это та переменная, которая постоянна.

КОМАНДА ОПРЕДЕЛЯЕТ

- С тобой над спектаклем будут работать молодые популярные музыканты - Сергей Трущев (PLC) и Эрик Шутов. Почему выбор пал именно на них?

- Чтобы самому не увязнуть в быту той эпохи, я решил взять композиторов, во-первых, не близких тому поколению, а во-вторых, - максимально не имеющих отношения к театру. Сергей PLC подходит идеально, он очень талантливый музыкант, разнообразный, мультижанровый. Его любопытство к театру проявляется совершенно замечательным образом, потому что это изначально не его территория, это не рэп-концерт.

Я очень понимаю, что бы написал театральный композитор. Эта пьеса как «Гамлет» - нельзя про нее не знать, вокруг нее строится театроведение, литературоведение… А мне как раз важно, чтобы композитор для такой истории был бы немного из другого мира, чтобы не сработала система стереотипов: тут мы Зилова осудим, тут мы Зилова пожалеем. И Сергей, и Эрик только начинают знакомиться с театром, они неглупые парни и интересные творческие люди, хорошо чувствующие музыку, ее эмоциональную составляющую.

- Что значит для тебя работа с этой пьесой?

- Безусловно, вызов, потому что нет ни одного театрального успеха. Любой разговор режиссера начинается с вопроса: «А как это ставить»? Собственно, у меня тот же вопрос (смеется). Слишком много загадок внутри характера героя, потому что, с одной стороны, мы видим какое-то его скрытое подсознание, а с другой - остается много того, чего мы про него не знаем. Пьеса все равно моноцентричная: Зилов и что у него внутри. А что внутри - ответов нет. Вот и догадывайся, что это за человек, что это за личность такая с абсолютным набором парадоксов. Боль, чувственность, неуязвимость через цинизм… я очень люблю эту пьесу.

- Если не читать пьесу и послушать тебя сейчас, складывается впечатление, что пьеса «Утиная охота», а соответственно, и будущий спектакль, - что-то беспросветное, чуть ли не предсмертное. Но есть ведь и веселое в этой истории?

- Очень много юмора. И такого, какой я прямо очень люблю: когда он строится не на юмористической фразе или, например, как комедия положений, а когда выстраивается на парадоксальности человеческой реакции, на парадоксе. Это самое прелестное. И еще, когда падают и когда торт в лицо - тоже смешно. Ну вот, например, приходит на новоселье к Зилову и его жене любовница, дарит котенка со словами: «Он принесет вам счастье», на что Зилов отвечает: «Уже чувствуется». У него жена с любовницей в одном помещении здороваются, подарки друг другу дарят. Это же смешно.

И последний вопрос: почему Арсений Фогелев - Зилов?

- А кто еще?

Автор: Анастасия Громовикова

https://yugtimes.com/news/68411/

Спектакли

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).

-->