Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

«Меня всю жизнь привлекает в театре одно – человек»



- В первую очередь хотелось бы узнать, что Вас вдохновляет. Не только на идеи постановок, а вообще? Откуда черпаете вдохновение?


- Мне много раз задавали этот вопрос, но, на самом деле, конкретного ответа у меня нет. Я думаю, извините за высокопарность, что вдохновение какой-либо идеей – высшее предназначение. Я должен ходить и фантазировать, придумывать… Великий оперный режиссер Борис Александрович Покровский мне когда-то сказал, что режиссер должен работать двадцать четыре часа в сутки. Я тогда был совсем молодой и подумал, что он мне говорит о нереальных вещах: когда же спать?? А теперь я понимаю, что именно он имел в виду. Это называется «сознание не отключается». Поэтому я считаю, что если заниматься делом, которое тебе нравится – а мне очень нравится то, чем я занимаюсь, –  то не по расписанию – с двух до пяти – а безостановочно, целые сутки. Эта некая обреченность – счастливая! – моя жизнь.

- Скажите, Кирилл Савельевич, какая концепция искусства Вас больше всего привлекает? Искусство как удовольствие, как образ жизни, как воспитывающий или образовательный инструмент?


- Я считаю, что в искусстве нельзя ориентироваться на что-то одно, потому что драматургия и музыка настолько многообразны, а каждый спектакль требует специфических средств выражения: где-то нужны, грубо говоря, эффекты и эпатаж, а где-то нужно тихое пространство и концентрация только на смысле.

 - Театр сегодня – современный театр, – какой он?


- Театр когда-то начинался с полифонии, когда в спектаклях – древних – одновременно пели, танцевали и говорили. Потом человечество все это разделило: в драме начали только говорить, в опере – только петь и т.д. Завоевание прошлого 20 века – синтез, например, симфо-джаз, рок-джаз. В драме возник мюзикл, где серьезная драматургия соединена с танцами и пением. И это соединение естественным образом продолжается и сегодня в 21-м веке. Мне это очень нравится, потому что требует от режиссера широкого кругозора и умения, а от актера – не просто умения, а универсальности. На мой взгляд, театр, состоящий из синтеза – это всегда интересно и здорово.

- Что касается новшеств и тенденций в театре. Какие из них Вам нравятся больше? Есть ли конкретный режиссерский «набор», который Вы стараетесь использовать в своих спектаклях?


- Меня всю жизнь привлекает в театре одно – человек. Живой человек с его чувствами, мыслями, переживаниями. Все остальное – «гарнир», который может быть любым: опять-таки эпатажным, сверкающим, с использованием видео… Но для меня крайне важно, чтобы в центре театрального проекта всегда стоял человек или человеческие отношения. Думаю, именно этим театр и отличается от других видов искусства – изучением человека и его связью с миром.

- Вы упомянули о таком необходимом сегодня качестве актера как универсальность. Скажите, без чего еще актеру, как Вы считаете, не обойтись?


- Талант! Можно сказать: профессионализм, обученность, трудоспособность… Я знаю много актеров вообще без театрального образования, либо с незаконченным. Очень важно заметить то, что человеку дала природа. Если это есть, тогда он может стать и универсальным и каким угодно, все остальное – прикладывается. Приходит в театральный институт мальчик или девочка:
 – У вас есть музыкальное образование (поскольку я набираю музыкальных артистов)?
 – Нет.
 – Вы на чем-нибудь играете?
– Нет.
– Вы чему-нибудь когда-нибудь учились?
– Нет…
– Ладно. Почитайте тогда басню…
Начинает человек читать басню, и я понимаю, что он одаренный, и что в течение четырех-пяти лет его можно научить, он вырастет в хорошего артиста. Таких примеров множество и не только в моей практике.

- Что касается профессии режиссера. Как Вы считаете, необходим  режиссеру свой, скажем так, фирменный стиль, от которого он не должен отступать? Или он все-таки должен экспериментировать и пробовать?


- Думаю, что здесь две градации. Первая – когда режиссер склонен к философскому осмыслению жизни или который занимается развлекательным искусством. Есть более универсальный подход – режиссер должен уметь работать и в психологическом театре, и в развлекательном, и любом другом. Это, на мой взгляд, вопрос профессии… Да, можно сказать, мол, такой-то режиссер склонен к психологическому театру; но дело в том, что даже ставя развлекательную постановку, он отталкивается от психологического аспекта. И за какую-бы пьесу он бы не взялся, мы понимаем, что он не уступит неким своим устоям и предпочтениям в работе над спектаклем. Все это исходит только от идеи и мироощущения того или иного режиссера. А все, что мы видим на сцене – уже профессия. Каждый спектакль создается разными средствами.

- Исходя из сказанного, хочется узнать, какая у Вас, как у режиссера, идейность? Ваше мировоззрение?


- Мне интересен человек, мне интересна психология. Я в некоторых интервью уже рассказывал, что у меня был выбор: поступать на режиссуру или психологию. Меня захватывало и то, и другое. Проникать в коридоры сознания человеческой личности и исследовать – мне нравится. Опять-таки не важно, какой спектакль я ставлю. Любую свою работу начинаю с изучения, погружения во внутренние «лабиринты» пьесы, ролей…

- Скажите, принимаете ли Вы критику? И какой критике вообще склонны доверять больше?


- Самая глупейшая, на мой взгляд, позиция – обижаться на критиков, если этически соблюдены все нормы. То, что я гениальный – сам об этом знаю лучше всех. А когда мне говорят: ты, гениальный, сделал здесь то-то и то-то…это обязательно надо слушать. Никто ведь не заставляет услужливо принимать все сто процентов замечаний и сразу же что-то исправлять. Нужно слушать и анализировать. Это наиболее важно – когда ты слышишь, где конкретно человеком замечен некий «прокол» в спектакле: согласен – поправь, не согласен – не поправляй. Это уже личное дело. Но слушать необходимо. Получил информацию, сказал: спасибо, я подумаю. Не нужно тратить свои силы на склоки… это, я считаю, разрушает художника: он окружает себя ситуацией скандалов и теряет из-за этого ориентацию во времени, в задумках, в творчестве. Я так думаю.

- Есть ли идея спектакля, осуществить которую пока что еще не было возможности, но очень хотелось бы?


- Таких идей очень много. Зачастую просто не хватает времени реализовывать все. Я не буду о них рассказывать, но есть, например, четыре-пять замыслов, которые я многие годы вынашиваю в голове, мечтаю и фантазирую о них. Создание большого музыкального спектакля – это два-два с половиной года работы. Хочется, конечно, чтоб все задуманное осуществилось.

- Давайте перейдем непосредственно к Вашей постановке в театре драмы – «Кубанские казаки» («Веселая ярмарка»). Вам уже, насколько я знаю, много раз задавали вопрос, касательно Ваших прошлых постановок в Краснодаре. Скажите, чем принципиально будет отличаться эта премьера?


- Внешнее принципиальное отличие – разница в театрах: музыкальный и драматический. А если серьезно, в этом спектакле («Кубанские казаки») совершенно другой способ работы, потому что артист музыкального театра воспринимает все через музыку, а артист драмы – через слово. Разговор о построении спектакля идет на другом языке. Это не означает, что одно хорошо, а другое плохо, это просто две разные вещи. В театре драмы я ставлю все-таки драматический спектакль, слово в нем впереди музыкальных включений. В этом и есть характерная отличительная черта – разные по восприятию и работе с материалом театры.

- Стоит ли перед Вами задача – отразить кубанский колорит? В какой мере?


- На мой взгляд, без кубанского колорита этот спектакль не получится. Это не та история, которую можно воспроизвести в черном кабинете в мрачных тонах осовремененных костюмов… Не выдержит ни пьеса, ни музыка Дунаевского. Здесь все должно быть по-честному. Моя задача не автоматически отразить дух казачества. Мы не должны утрачивать связь времен. Моя главная задача – напомнить, как важно ценить ту жизненную нить, которая тянется из середины 20 века к нам сегодняшним в 21 век, важно, чтоб она не прерывалась… то солнце, которое светило тогда над Кубанью, светит и сегодня. А лучезарность, которая присуща этому краю, она есть и сегодня, и жизненно важно ее сохранить.


- Важная составляющая любого спектакля – музыка. Расскажите, какая она будет в «Кубанских казаках»?


- В основе постановки лежит музыка кинофильма (прим. «Кубанские казаки» киностудия «Мосфильм», реж. Пырьев), то есть музыка Исаака Осиповича Дунаевского, вы услышите всем знакомые песни. Что касается фоновой музыки – это будут звуки, несущиеся из репродукторов, те, которые сопровождают мир персонажей. Это не обязательно Дунаевский, скорее какая-то необходимая для настроения определенной сцены музыка.

- Что, на данном этапе работы, в работе над этим спектаклем было для Вас самым трудным и самым интересным?


- Самое трудное было – придумать, потому что материал очень непростой. А самое интересное началось, когда я придумал! Пока придумывал, испытывал мучения – творческие муки, знаете ли (смеется). Как только придумал, подключилась фантазия, и стало невероятно интересно.

- Мы уже знаем, что Ваша премьерная постановка приурочена к празднованию 80-летия образования Краснодарского края. Пожелаете что-нибудь в честь этого праздника?


- От моих прошлых постановок в Краснодаре до нынешней прошло около 12 лет, хочу сказать, что город потрясающе преобразился и продолжает расти и процветать. Здорово! Если честно, поймал себя на мысли, будто я в Каталонии, где-то под Барселоной… Дело не только в очень похожем климате, просто все настолько прекрасно вокруг, потрясающе! Нам же сегодня этой простой радости и не хватает, мы становимся все жёстче и агрессивнее… а здесь удивительно сохраняется что-то прекрасное, витающее в воздухе, что трудно описать словами. Нужно делать эту жизнь лучше… не только для себя, но и для всех окружающих. Ради этого, собственно говоря, эта постановка.
Сочинять какой-то помпезный спектакль дежурно – не наш вариант. Мы сразу договорились с руководством театра и актерами, что ставим человеческий, теплый, лучезарный  спектакль. В истории это настолько светлые, наивные, чистые люди, у которых нам пора уже, видимо, чему-то поучиться. Мне хотелось бы, чтобы артисты на сцене создали образы персонажей, которым бы люди нынешнего 21 века по-доброму позавидовали!



Премьера комедии «Кубанские казаки» («Веселая ярмарка»)
по пьесе Николая Погодина состоится 20, 21 и 22 сентября
на сцене Краснодарского театра драмы им. М. Горького.





Текст: Анастасия Громовикова

Спектакли

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).

-->