Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВ: "...МЫ В МИРЕ ТЕАТРА"



1. Роль художника-постановщика в современном театре, среди достаточно большого выбора технологий и материалов?
 
Давайте сразу договоримся, что всё, что я скажу, касается только Российской театральной провинции. Москва и Питер – это совершенно другой мир, плохо или хорошо – не знаю, но Россия и Москва это разные страны и живут в них как бы разные народы и разрыв между этими двумя мирами с каждым годом всё увеличивается. Это касается и материалов. В столице и Питере большее количество декорации и костюмов изготавливается не в самих театрах, а в театральных мастерских, что позволяет им сосредотачивать и использовать лучших мастеров, новое оборудование, новейшие технологии. Мастерские порой изготавливают фантастические по своей сложности и размерам заказы для массовых праздников как на улице так и в самых огромных помещениях. При этом на этих заказах аккумулируются огромные  средства, позволяющие и делающие выгодным разрабатывать и  использовать  новые технологии. В нашей театральной провинции новые технологии приживаются тяжело. За мою театральную практику могу припомнить только три, но зато оказавших значительное влияние на развитие Российской сценографии: № 1. Это появление на  нашей сцене квадратной металлической трубы различного сечения, которая в считанные годы практически вытеснила использование дерева при изготовлении декорации. № 2. Это видео. Всех видов и размеров. Не только заняло свою нишу в нашей сценографии, но и захватило собой много лишнего, уничтожив и потеснив многие интересные театральные наработки. На данный момент, мне кажется, и зритель и художники и главное режиссёры уже наелись этих живых картинок и постепенно возвращаются к театру. И  № 3. Это всевозможная печать. На баннерной ткани, на бумаге,  на пластике, и на самых разных тканях из которых мы всегда шьём костюмы. Всё началось с наивной и безобидной печати  на ткани, с видами итальянской архитектуры, из которой сшили костюмы к спектаклю «Ромео и Джульетта» в Рижском ТЮЗЕ в постановке А. Шапиро, в начале 80х… Сейчас печать заполонила, все без исключения театры и уничтожила как класс художников – декораторов, ранее умевших расписать театральный задник любой сложности. И конечно – наше время это роскошное время для художников по костюмам. Любые ткани, любые цвета, любые фактуры, отделки, фурнитура. Уже никто не превращает с помощью клея, масленых красок, алюминиевой  и золотой пудры кусок простой мешковины в  сказочной красоты парчу или рытый бархат. Почти ушли в небытие – специалисты по росписи ткани. Многие старые наработки театральных технологий утеряны. Мастера старой, советской школы ушли, а новых в прошедшие лихие годы не обучили. Кругом и рядом цехами театра руководят специалисты самых неожиданных профессий, но только не люди имеющие профессию заведующий художественно–постановочной частью. В большинстве случаев они теперь носят гордое имя – замдиректора по постановочной работе, которые в большинстве своём являются больше администраторами, чем специалистами по технике и технологии театра. 
 
2. Молодое поколение театральных художников, на Ваш взгляд, – какое оно?
 
Не хочу показаться брюзгой, но, к моему глубокому сожалению, с молодыми кадрами в наших театрах большая проблема. Главное, что в них поражает – меркантильность (совершенно ничем не обоснованная), слабая работоспособность, слабая базисная подготовка, плохая обучаемость, завышенная самооценка. Но, как и везде, бывают приятные исключения.


3. В чем заключается работа художника над спектаклем (любым)?
 
Пропустить материал через себя так, чтоб это было интересно режиссёру. Показать ему материал с неожиданной, но при этом обоснованной стороны. Поставить режиссёра и актёров в условия, в которых они будут вынуждены  искать новые выразительные средства в своей работе над спектаклем.
 
4. Какая внутренняя работа стоит за созданием  художественного решения той или иной постановки?
 
Вся предыдущая творческая жизнь художника и весь его жизненный опыт.
 
5. Изменялось ли Ваше представление о профессии театрального художника? Какое оно сейчас?
 
Раньше было более романтичное. За 47 лет работы стало более циничным. Стал часто идти на компромиссы.
 
6. Как Вы понимаете работу режиссера, его роль в создании спектакля?
 
Как основную. Он предлагает пьесу. Он, в идеале, разрабатывает концепцию выбранного материала. Если он талантлив (не путать с умом), умеет грамотно и тактично использовать своих коллег по постановке (актёров, художника, композитора, хореографа) и сводит всё в единое художественное произведение.
 
7. Есть ли у Вас какой-либо «эскиз» творческого тандема художника и режиссера? В чем он заключается?
 
Не обязательно идти за режиссёром, наступая ему на пятки. Достаточно если во время спектакля концепция режиссёра пересечётся с концепцией художника. Вот в моменты такого пересечения и возникает катарсис.
 
8. С чего началась Ваша работа над созданием решения спектакля «Кубанские казаки»?
 
Прочитал пьесу. Посмотрел фильм. Пришёл в ужас от количества мест действия.
 
9. Сценография и костюмы. От каких принципов или идей Вы отталкивались в замысле?
 
В сценографии не хотелось скатиться к обозначению мест действия. Старался не забыть, что мы в мире театра. Костюмов захотелось настоящих, по возможности из тканей того времени. Живые, настоящие люди со всеми своими достижениями, победами и настоящими  человеческими чувствами.
 
10. Старались ли Вы подчеркнуть колорит Кубани? Как именно и в чем это заключается? Или же осовременили что-то?
 
Конечно простор, бескрайние дали и везде достижения рук рабочего человека, но не картонного, а такого как мы - живого со всеми его слабостями и сильными сторонами.
 
11. Какую атмосферу, мир, настроение Вам хотелось передать художественным решением?
 
Недавно кончилась война, и люди с радостью трудятся на себя, на свою Родину и государство которое они искренне любят и уважают.
 
12. Какая задача показалась Вам самой сложной? Какая – самой интересной?
 
Не скатиться в этой постановке к плакатным, картонным человечкам весело танцующим и поющим с фальшивыми улыбками на лицах и также фальшиво любящими друг друга.
 
13. Премьерная постановка «Кубанские казаки» приурочена к празднованию 80-летия образования
 Краснодарского края. Пожелайте что-нибудь театру, нашим зрителям, читателям?
 
Мира и хорошей погоды Вам, замечательные жители, замечательного края.

Анастасия Громовикова

Спектакли

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).

-->