Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

В своем репертуаре!


1 декабря свое 55-летие отметит актер Краснодарского академического театра драмы им. Горького Сергей Мочалов.

Без малого три десятилетия отдал он главной драматической сцене Кубани. Менялись главные режиссеры и худруки, с ними менялись целые театральные эпохи. Но гарантом сохранения традиций, тем цементом, что схватывает, делает частью коллектива новые актерские кирпичики, которые от сезона к сезону наращивают здание труппы, всегда оставались ее долгожители. Такие, как Сергей Мочалов.

Синьор Помидор

Природа подарила ему веселый, легкий нрав, пластичность, обаяние и актерскую заразительность. А вот невероятную ответственность и скрупулезность он воспитал в себе сам. Еще в пионерском возрасте Сережа вырастил самый большой в крае помидор – весом полтора килограмма. Тщательно следил за своим кустом, а под гигантский томат сделал даже специальную подставку, чтобы под его растущей тяжестью не оборвалась плодоножка.
Руководство Краснодарской станции юных натуралистов, где проводил свои эксперименты юный овощевод, отправило кубанского Синьора Помидора в Москву, на Выставку достижений народного хозяйства 1968 года. Оттуда прислали Золотую медаль ВДНХ и приглашение лично посетить экспозицию в следующем году. В столицу Сережа съездил, но слава Мичурина его больше не прельщала – все свободное время он посвящал теперь общественной работе и школьной самодеятельности.
Может быть, и это увлечение стало бы только ярким эпизодом в биографии, но однажды в школу заглянули представители Театра юных из краевого Дворца пионеров. Там, как всегда, не хватало мальчишек – и это решило Серегину судьбу. Он нашел там друзей, которые остаются таковыми и по сей день, внимательных педагогов, а главное, атмосферу коллективного творчества. Оставаясь самим собой, в ней можно было сообща создать частичку другой жизни – спектакль. И подарить его, яркий, веселый, смешной, своим сверстникам. А от их аплодисментов получить ни с чем не сравнимое удовольствие.

За ширмой

В Театре юных он играл сказочных и водевильных персонажей. Мне же запомнился его герой в комедии баснописца Крылова «Урок дочкам» - такой шарманистый французик-парикмахер, которого млеющие от всего парижского купеческие дочки принимают за «ихнего» аристократа. Во-первых, он был красивый – высокий, стройный, черные кудри до плеч. А во-вторых, смешной и подвижный, как ртуть.
Весь его актерский арсенал – яркий и выразительный жест, локальные густые краски, чувство ритма, способность подать репризу – могли бы стать основой успеха в столь любимом им жанре оперетты. Еще бы вокал, и такой получился бы комик или простак! Но так сложилось, что актерская биография Сергея Мочалова началась в Краснодарском театре кукол. Разбитая на самостоятельные творческие бригады, труппа тогда не только работала на своей краснодарской сцене, но большей частью колесила по кубанским городам и весям. 17-летний юноша попал в бригаду под руководством опытной актрисы Александры Астаховой. Сначала помогал на подачах, потом получил первые роли.
Тем, кто думает, что куклы – дело несерьезное, я посоветовала бы послушать рассказы Мочалова о том, как он, молодой здоровый парень, часами тренировал руки с помощью театрального груза (20-килограммовой чугунной чушки, которой монтировщики закрепляют декорации). Без закалки ведь не то что работать сложной кукольной машинкой, управляющей глазами, ртом, шеей персонажа, а просто носить куклу на вытянутых вверх руках невозможно. Не облегчал задачу и высокий рост – за ширмой приходилось работать на полусогнутых ногах.

Мастерство – от слова Мастер

Словом, отслужив в армии, Сергей решил, что драматический театр ему все-таки ближе. И начались годы странствий – Оренбуржье, Саратовская область, Пермь. Молодой актер набирался опыта в разных театрах, нарабатывал репертуар: Ипполит в «Не все коту масленница» А. Островского, Борисов в «Муж и жена снимут комнату» М.Рощина, дон Алонсо в «Чудесах преображения» Лопе де Вега, Костик в «Ты – это я» Л.Ленча, Шатилов в «Когда цветет акация» Н.Винникова. В родной город вернулся в сентябре 1982 года и был принят в одну из самых сильных российских провинциальных трупп, которую собрал и вырастил народный артист СССР Михаил Куликовский.
Михаила Алексеевича Сергей считает одним из главных своих учителей, и в профессии, и в жизни. Весь комплекс нравственных законов, который составляет основу коллективного творческого труда, молодые актеры получали от Мастера, хранили и передавали дальше, как самое дорогое наследство. При этом постоянно работали с ними такие разные и интересные режиссеры, как Михаил Нагли и Николай Никольский. Да и работа не заключалась в недельном разучивании мизансцен, это было полноценное сотворчество, начиная от застольных репетиций, подробного разбора пьесы и роли, и заканчивая совместным созданием объемного сценического образа.
Сергея Мочалова заметили сразу после спектакля «Свадьбы» по Чехову, Маяковскому, Ильфу и Петрову, где он сыграл три, даже четыре разноплановых роли. Здесь-то и проявились в полной мере его лучшие актерские черты: тяга к острому пластическому рисунку, природный юмор, внутренняя радость от безудержно веселого, динамичного сценического существования. Драйв, как сказали бы сегодня. А еще любовь к броской детали в костюме, гриме или манере поведения, которая подчас решает успех роли.
Вот его Монах из «Тиля» Г.Горина, забавно задрав рясу, огромными шагами улепетывает от Ламме Гудзака, шлепает по воде длинными ногами, поднимая фонтаны брызг. Вот, надев скоморошью шапочку, в «Коньке-горбунке» П.Ершова он с азартом потешает достопочтенную публику. Вот в роли подставного кюре из комедии Р. Тома «Ловушка» выпивает яд и умирает на наших глазах в жутких конвульсиях, но каким-то образом дает понять, что это игра, актерский этюд, исполненный в рамках движущей пьесу интриги. Как написано было о нем в газете «Комсомолец Кубани», «молодой актер снова в своей комической стихии. А из зала снова доносятся взрывы дружного смеха».
А вот он Гильденстерн в шекспировском «Гамлете», однокурсник принца датского. Не просто однокурсник – друг. О том, что совсем недавно были они, студенты из Виттенберга, неразлучной троицей, свидетельствует придуманная режиссером Никольским мизансцена. Встретившись в мрачном Эльсиноре, Гамлет, Розенкранц и Гильденстерн без предисловий приступают к веселому дружескому поединку, будто к случайно прерванному вчерашнему занятию в гимнастическом зале университета. Короткий эпизод в исполнении Александра Катунова, Виктора Суковского и Сергея Мочалова был таким живым и грациозным, что, казалось, его можно было использовать как концертный номер.

Безумец, зэк и старый вождь

Пластичность актера была востребована многими режиссерами. Вместе с творческой молодежью он и в зрелом возрасте продолжал участвовать в сложно организованных массовых сценах спектаклей «Ромео и Джульетта» и «Чума на оба ваши дома». И сегодня сохраняет прекрасную физическую форму, работая в «Тектонике чувств» Э. Шмитта и гоголевском «Ревизоре». Но самыми интересными и серьезными из его ролей последних лет мне кажутся Ракли из спектакля «Пролетая над гнездом кукушки» Д.Вассермана в постановке Валерия Гришко, Безухий из премьеры «Dаwn-way» О.Богаева молодого режиссера Кирилла Вытоптова и Председатель общины из «Лавины» Т. Джюдженоглу, поставленной Алексеем Ларичевым.
Беспомощный безумец Ракли – один из самых безобидных пациентов психиатрической клиники. И молчаливых. Может быть, поэтому другие заботятся о нем без брезгливого недовольства. И когда он с упоением играет роль баскетбольной корзины в организованном в палате матче, это становится кульминацией прекрасной новой жизни, которая пришла в психушку вместе с новым пациентом. И самым горьким свидетельством ее невозможности становится бессильный, отчаянный бунт Ракли против запрета матча. Словно распятый на металлической сетке, сотрясаемый рыданиями, он впервые исторгает из себя слово. И слово это повторяется крещендо: «К черту всех! К черту!! К черту!!!».
Что-то истерическое есть и в сбежавшем из заключения Безухом. Как Пьер Безухов, он чтит нравственный закон. Во всяком случае, персонаж Сергея Мочалова – единственный из двух десятков представителей разных социальных слоев делает хотя бы попытку помочь живому существу, попавшему под колеса автомобиля. И неважно, что зэком движет не человеколюбие, а стремление жить «по понятиям». Оно на поверку оказывается благороднее нынешнего полного отсутствия каких-либо понятий о моральных императивах.
Спектакль «Лавина» о том, как губительно молчание из страха, как оно входит в привычку, как парализует все живые реакции и, наконец, отнимает голос, оставляя лишь сипение. Горстка людей живет в горах, где любое громкое слово, не говоря уже о крике младенца, может вызвать сход лавины. А тут вдруг – роды. Только через репродуктор мы слышим болезненный шепот Председателя общины, который пришел выяснить все обстоятельства дела и принять решение: законопатить роженицу в гроб или позволить произвести на свет ребенка. Актер С. Мочалов достает черный квадрат громкоговорителя из складок костюма и до конца спектакля с ним не расстается, напоминая сразу всех «громкоговорящих» вождей, которые на самом деле больше всего на свете боятся малейших изменений в привычной, пусть и неудобной системе. Сыграно неожиданно, но очень органично.

Все началось с «Сувенира для прокурора»

В последние годы актер Мочалов не только плотно занят в спектаклях театра, но и в съемках популярных сериалов. Кстати, один из его героев, в фильме «Боец», тоже был зэком. Грузин, рецидивист по кличке Шалва, он отбывал в колонии строгого режима срок за убийство и организацию группового убийства. Тайком Сергею удалось выяснить у настоящих заключенных Апшеронской колонии, которые стали живописной массовкой фильма, сколько лет мог получить за содеянное этот персонаж. Оказалось, не меньше двадцати.
Знакомство с правовыми нормами продолжилось в сериале «Морские дьяволы». Только уже по другую сторону колючей проволоки. Здесь Сергею досталась роль следователя. Работу над ней вместе с режиссером Кириллом Капицей он считает самой интересной в своей кинобиографии. Роль непростая, с неожиданным поворотом в отношениях с главным героем. Просто герой Мочалова – настоящий профессионал, он не раскрывает всех карт, чтобы не вспугнуть настоящего преступника.
В активе актера – более 10 фильмов, первым из которых в далеком 1988 году стал «Сувенир для прокурора» режиссера Александра Косарева. Картина снималась в Краснодаре и на Черноморском побережье, многие эпизоды в ней сыграли актеры Краснодарского театра драмы. Сегодня любителям сериалов известны работы Сергея Мочалова в «Карусели», «Жестоком бизнесе», «Морском патруле», «Сестрах Королевых» и др. Недавно он участвовал в съемках фильма «Офицеры. Кодекс чести».
Съемки съемками, но главное для него в жизни – это театр. Родной дом в родном городе с общими для всех его обитателей радостями и проблемами, репетициями и премьерами, капустниками и фестивалями. И ожиданием новых ролей.
 
София Малахова

Спектакли

1 Предоставляя свои персональные данные при регистрации на сайте, Покупатель, Пользователь даёт Продавцу, Интернет площадке своё согласие на обработку и использование своих персональных данных согласно ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. различными способами в целях, указанных в настоящих Правилах.

2 Продавец использует персональные данные Покупателя, пользователя в целях: - регистрации Пользователя на Сайте; - для определения победителя в акциях, проводимых Администрацией Сайта; - получения Покупателем персонализированной рекламы; - оформления Покупателем Заказа в Интернет-магазине настоящего Интернет ресурса сайта, путем уведомления о заказе, статусе заказа, и факта выполнения; - для выполнения своих обязательств перед Покупателем.

3 Продавец обязуется не разглашать полученную от Покупателя информацию. При этом не считается нарушением обязательств разглашение информации в случае, когда обязанность такого раскрытия установлена требованиями действующего законодательства РФ.

4. Пользователь, Покупатель , заполняющий формы на сайте дает согласие на обработку Оператором своих персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных), при этом общее описание вышеуказанных способов обработки данных приведено в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ, а также на передачу такой информации третьим лицам, в случаях, установленных нормативными документами вышестоящих органов и законодательством.

5. Настоящее согласие действует бессрочно.

6. Настоящее согласие может быть отозвано Пользователем в любой момент по соглашению сторон. В случае неправомерного использования предоставленных данных соглашение отзывается письменным заявлением субъекта персональных данных.

7. Субъект по письменному запросу имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных (в соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ).

-->